Святой Сергий Радонежский

Святой Сергий Радонежский

[Показать]

    • Святые чудеса Сергия Радонежского

Не достаточно кто из святителей Православной церкви так изменил ее лицо, как Сергий Радонежский. Российские князья собирали под свою руку земли и гнали прочь монгольских захватчиков, Сергий же Радонежский создавал новое монашество и боролся за души соплеменников.

История жизни грядущего подвижника Сергия — пример того, как время от времени с самого юношества определяется судьба человека. Ростовские бояре Кирилл Иванчин и его супруга Мария не знали, что созодать со средним отпрыском. Варфоломей (так звали Сергия до пострига) совершенно не походил ни на братьев, ни на остальных деток. Гулким играм он предпочитал уединение и мог часами посиживать в скрытом месте, размышляя о кое-чем неизвестном.

Когда по обычаю чад боярских дали в ученье к деревенскому дьячку, выяснилось, что грамота дается мальчугану куда ужаснее старшего брата Стефана, ну и младший Петруша обучался существенно лучше. Остаться Варфоломею неучем, но здесь случилось 1-ое из чудес, так нередко встречавшихся потом на его пути. В один прекрасный момент в лесу он повстречался со старцем-монахом и слезно просил его .помолиться о том, чтоб Господь наставил, в конце концов, неразумного в науках. Старец помолился совместно с ребенком, отдал ему частичку просфоры и повелел съесть, пообещав, что с этого момента мальчишка будет обучаться лучше сверстников, а потом станет «велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». 

С этого денька Варфоломей стремительно выучил грамоту и стал много читать — в особенности ему нравились жития святых, рассказывающие о подвижничестве во имя православной веры. По их примеру сам он много молился, держал серьезный пост по средам и пятницам и равномерно склонялся к уходу от мира. Пока отрок выбирал собственный актуальный путь, Ростовское княжество отошло под руку Москвы трудами «сборщика земель российских» Ивана Калиты. Новейший государь выжимал из собственных владений все соки, семья Варфоломея совсем оскудела и отважилась перебраться в городок Радонеж, где переселенцам обещали на 1-ое время понижение податей и остальные льготы.

В Радонеже Варфоломей прожил до 20 лет, а потом принял окончательное решение принять постриг и стал просить родителей отпустить его в монахи. Предки не возражали против его намерения, попросили лишь, чтоб он дождался в отчем доме их кончины, опосля чего же мог предназначить себя Господу. Спустя пару лет предки погибли, и Варфоломей собрался предназначить себя Господу, но не в монастыре, а в пустыни. Поделить свое затворничество он пригласил брата Стефана, который уже был к тому времени иноком в Хотьково-Покровском монастыре. Братья направились выбирать уединенное пространство для жития и тормознули на берегу речки Кончуры, конкретно там, где сейчас стоит Троице-Сергиева лавра. Там они поставили для себя келью, а чуток позднее — маленькую церковь Святой Троицы, и стали жить в молитвах и воздержании. Стефан не выдержал каждодневных проблем и лишений и возвратился в Хотьково, а Варфоломей остался в пустыни один, приняв от некоего игумена Митрофана монашеский постриг под именованием Сергий.

В пустыни, по различным сведениям, преподобный прожил от 2-ух до 4 лет. Людей вокруг не было совсем, зато Радонежский бор населяло огромное количество зверья. Своры волков, лисы; медведи бродили мимо кельи пустынника, но вреда ему никто не причинял. Один из медведей даже завел с монахом подобие дружбы — посещал его раз в день в надежде получить угощение. Сергий делился со зверьком скудной трапезой, и это товарищество длилось около года. Прошло время, и в пустыню стали сходиться иноки из близлежащих монастырей, завлеченные слухами о святости пустынножителя. Скоро их собралось столько, что сама собою образовалась Троице-Сергиева обитель, и Сергию, посвященному в сан игумена, пришлось задуматься о организации монашеского быта.

За одинокие годы, прожитые в пустыни, преподобный пришел к мысли о полезности введения в монастыре общежитного устава взамен существовавшего до того особножительства. Организация братии в коллектив, где любой наделен равными правами и меж всеми поделены каждодневные труды, превращала обитель в общество, единое не только лишь в быту, да и в духовных устремлениях.

Монастырский утомившись предписывал всем инокам равное роль в хоть какой хозяйственной работе. Сергий трудился не только лишь вровень с остальными, но даже больше остальных, так как был человеком мощным и крепким. Не считая того, он со смирением брался за хоть какое повиновение, от столярных и плотницких занятий до изготовления еды и шитья одежки и обуви для братии. Одежку для всех шили из схожей материи, а Троицкий игумен постоянно одевался ужаснее остальных иноков — в похожую на рубище сермягу.

Монахи усердно трудились, вели благочестивую жизнь, равномерно обитель стала процветать и заполучила огромное количество почитателей в среде бояр и купечества, проживавших вблизи. Летописи молвят о том, что братия повсевременно занималась, не считая остального, чтением святых книжек. Возможно, дела монастыря шли так отлично,; что Сергий организовал их изготовка прямо в его стенках или располагал средствами на покупку дорогих томов. С того времени собрать хоть маленькую библиотеку считал своим долгом любой российский монастырь. Еще одну традицию ввел Сергий для российского монашества — милосердие по отношению к сирым и убогим. Из его обители ни один злосчастный не уходил с пустыми руками и не окормленным духовно. Любопытно, что Сергий Радонежский не оставил опосля себя ни одного текста — все, что понятно о его высказываниях, содержится в летописных источниках. Разумеется, тому было две предпосылки. Во- первых, глава Троицкой обители предпочитал учить не словом, а личным примером, и это касалось как ревности в вере, так и обыкновенной каждодневной жизни.

Во-2-х, по свидетельству современников, Сергий владел неестественным даром сладкоречия и наставлял паству словесно, не записывая собственных речей. При всем этом преподобный владел полностью смиренным, незлобивым характером и умел успокоить и разрешить хоть какой спор. Авторитет Троицкого игумена был так велик, что чуть ему исполнилось 50 лет, как его окрестили «святым старцем», хотя по возрасту, казалось бы, это звание ему и не полагалось. Примирял Сергий не только лишь паству монастыря, да и российских князей, не желавших признавать объединение собственных земель вокруг Москвы. Не в один прекрасный момент отчаливал он увещевать князей Ростовского, Нижегородского, Рязанского, и его наставления приносили плоды: с течением времени главенство Москвы над Русью признали практически все княжества. Готовясь выступить на хана Мамая, столичный правитель, отпрыск Ивана Калиты Дмитрий Иванович, приехал в Троицкую обитель за благословением преподобного игумена. Тот напутствовал князя на битву таковыми словами: «Иди, государе, небоязненно! Господь поможет для тебя на безбожных противников!» И для одушевления воинства послал с Дмитрием Ивановичем 2-ух монахов собственной обители: именитых Ослябю и Пересвета. Оба они прославили свои имена подвигами на Куликовом поле. Покуда продолжалась битва, Сергий молился за фуррор участвующих в сражении, временами вслух поминал по именам павших воинов, читал по ним заупокойную молитву и, в конце концов, известил братию о победе российского орудия.

Святые чудеса Сергия Радонежского

Так как Радонежский старец вел праведную жизнь, он получил возможность творить чудеса еще при жизни. Вот один из случаев, описанный в его житии. В один прекрасный момент в монастырь явился мужик с тяжело нездоровым отпрыском на руках. Мальчишка был так плох, что пока Сергий готовился к молитве, он не стал дышать. Отец был в отчаянии: он давал информацию, что лучше бы ребенок погиб в родных стенках, раз уж в обители ему не смогли посодействовать. Горько плача, он удалился готовить гроб для отпрыска, а преподобный принялся жарко молиться о даровании мальчугану жизни. Чуть он окончил молитву, как ребенок очнулся. Когда возвратился отец со всем нужным для погребения, Сергий объявил злосчастному, что отпрыск его живой и здоров. Отец свалился в ноги святому, благодаря его за спасение дитяти, а старец произнес, что мальчишка был в обмороке, и строго запретил мужчине говорить о том, что явил ему волшебство.

О своей кончине Сергий вызнал за полгода. Он успел распорядиться о передаче игуменства собственному ученику Никону и о том, чтоб его похоронили на общем кладбище совместно с иными усопшими монахами. Опосля данной для нас речи он «предался безмолвию» и 25 сентября 1392 года скончался. 2-ая часть завещания старца не была выполнена: по указанию митрополита святого погребли «в церкви на правой стороне». Спустя 60 лет он был причислен к лику святых, и до наших дней его имя — одно из более почитаемых в православии. В Троице-Сергиеву лавру, некогда основанную преподобным Сергием, приезжают паломники со всего мира. Православные верующие обращаются к нему за помощью в обретении смирения, обуздании гордыни, о развитии разума деток и помощи им в учении, о сбережении жизни воинов на полях схваток. И всякий, кто возносит Сергию Радонежскому искреннюю молитву, получает его помощь и утешение.

© vedmochka.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *