Могут ли миряне быть исихастами

Могут ли миряне быть исихастами

Как отыскать время для молитвы, если жизнь полна суеты и хлопот? Существует старая монашеская практика так именуемой «умной молитвы», другими словами непрестанной молитвы про себя. Так молятся монахи-исихасты. Могут ли миряне быть исихастами?

 Греческое слово «исихия» значит покой, безмолвие. Сначало исихазмом называли лишь созерцательную, отшельническую форму жизни монашества, возникшую в конце 3 века. Таковым исихазмом не только лишь миряне не могут заниматься, да и монахи, живущие в общежительном монастыре. Но есть и иная, наиболее широкая трактовка слова «исихазм» — уже несколько веков так именуется непрестанное творение Иисусовой молитвы, другими словами неизменное воззвание к Господу нашему Иисусу Христу. «Господи, Иисусе Христе, Отпрыску Божий, помилуй меня порочного» — так звучит эта молитва. Казалось бы, обыкновенные слова, любой может повторять их про себя вновь и вновь. Но исповедники призывают собственных чад к большенный осторожности в ее использовании.

Есть различные представления о том, кто и как может совершать Иисусову молитву. Некие святые считали, что она имеет необычную силу преображать человечий разум и лечить душу. При условии, естественно, разумного и ответственного к ней дела. Они рекомендовали применять эту молитву не только лишь пустынникам, да и всем христианам, живущим в мире, даже лишь начинающим свою духовную жизнь. Числилось, что если эта молитва, относящаяся к роду покаянных, будет совершаться с сердечным вниманием и повсевременно, то принесет пользу и очистит от почти всех грехов даже людей духовно не весьма больших.

Остальные отцы, напротив, считали, что далековато не любой может воспользоваться данной для нас молитвой, в особенности если употреблять ее повсевременно. Поэтому что как пламя, разгораясь, просит больше и больше горючего, так и совершаемая повсевременно сердечная молитва, набирая силу, просит от человека все наиболее полной отдачи, все новейших шагов, посвящения всего себя молитвенному деланию, нареченному позднее умным деланием. И к нему необходимо быть особо приготовленным — требуются пост, воздержание от сторонних развлечений и серьезное выполнение заповедей Христовых. Без такового фундамента молитва может принести духовный вред.

Из «Добротолюбия» мы знаем, что одна из высших ступеней умной молитвы — созерцание. Это такое особенное состояние, о котором святые отцы гласили как о преддверии Царствия Божия. Душа так возвышенна и очищена от страстей, что она, загадочно соединенная со Христом благодаря молитве, становится способна созидать Его. Но для нас это делание очень высоко. Близкие к нам по времени подвижники молвят, что современный человек, утративший цельность жизни, уже не может притязать на делание таковых ступеней умной молитвы. Потому, когда некие люди жарко берутся за призывание в молитве Иисусовой Имени Господа, они могут подвергаться всякого рода опасностям, которые будут не готовы принять.

© vedmochka.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *