Славянские осенние праздники: Сдвижение, Рожаницы, Семаргл, Световид и Овсень

Славянские осенние праздники: Сдвижение, Рожаницы, Семаргл, Световид и Овсень

[Показать]

    • Праздничек Семаргл — денек земного огня
    • Праздничек Рожаницы — начало бабьего лета
    • Праздничек Сдвижение — от лета к зиме
    • Световид и Овсень — рождество осеннего солнца

Наступившая осень приносила славянским племенам обильные, сытые деньки. Наставала пора дать подабающее семье и дому, почтить память протцов и заручиться доброжелательностью сил из другого, потустороннего мира.

Праздничек Семаргл — денек земного огня

 В 1-ый денек сентября на славянских землях принято было чествовать одно из воплощений бога Семаргла — земной, домашний огнь. Люди лицезрели в нем силу сродни небесному огню, которая могла как изгнать нечисть, одарить едой, так и наказать провинившихся пожарами. Славяне представляли пламенного бога в виде крылатого волка либо пса и верили, что в собственный праздничек он спускается на землю принять от людей поклонение и жертвы.

Земной огнь делал огромное количество функций в хозяйстве наших протцов. Он трудился в кузнице, обеспечивая мирных фермеров различным инвентарем, а воинов — орудием. Он очищал все старенькые вещи от скопившейся негативной энергии. Прыгнувшие через костер люди и проведенные рядом с ним домашние питомцы избавлялись с его помощью от порчи, сглаза либо обыденных заболеваний. Огнь погребального костра с дымом переносил души усопших в Ирий, а пламя на алтарях высылало богам на небеса человеческие приношения и просьбы о помощи.

В денек праздничка волхвы разжигали новейший земной огнь от искры небесного, который, по преданию, приносил на землю на собственных крыльях Семаргл. Чтоб задобрить пламя, его полагалось «накормить» и «напоить» жертвенными подношениями. Опосля проведения ритуала на лугу около деревни накрывался общий стол, на который любая семья приносила различные кушанья. Опосля трапезы дамы и детки уносили частицу новейшего огня по домам, а мужчины обычно оставались на совет, где решались насущные препядствия общины. В домах меж тем длилась обрядовая часть торжества. Хозяйки метлой из ветвей полыни выгоняли на улицу приевшихся за лето насекомых, приговаривая: «Кыш, мухи, к Селухе, а блохи к Явдохе». Метлу потом выставляли за порог, чтоб мухи и блохи не могли возвратиться вспять.

Со денька Семаргла, по приметам, начиналось полное вымирание различной мошкары и очищение от нее дома. От принесенного с капища огонька зажигали свечки, которые должны были защитить хозяйство от несчастья, и пламя в очаге, которое следовало разводить, не отводя глаз, чтоб не упустить фортуну. Огнь в очаге числился одним из семейных богов, которые исправно охраняли счастье и покой дома и его жителей, даровали им благополучие и помогали в трудные времена.

Праздничек Рожаницы — начало бабьего лета

8 сентября к славянам приходил праздничек рожаниц, а вкупе с ним начало бабьего лета — теплые солнечные деньки, напоминающие о ушедшем лете и посвященные женской силе. Числилось, что богини рожаницы не только лишь основали род небесный, но и от их же начал двигаться род земных праматерей. В патриархальном обществе славянским дамам отводилось свое, почтенное пространство: нашим праотцам не приходило в голову утверждать, что они — существа второго сорта. Мужик был основным в решении заморочек общины и на войне, его мама либо супруга — в семье и домашнем хозяйстве. Даже ритуальные и волшебные практики нередко имели «мужскую» либо «женскую» направленность, и любая была по-своему неподменна.

На рассвете в денек рожаниц все дамы общины отчаливали на капище, к кумирам богинь, которых изображали мамой и дочерью или лосихами. Любопытно, что зависимо от возраста славянки выбирали различные торжественные наряды. Девицам полагались белоснежные платьица, они распускали косы и украшали волосы венками. Дамы в детородном возрасте одевались ярко, дополняли головные уборы и одежку украшениями — бусами, подвесками, вышитыми поясками. А старые, чтоб выделить свою близость к переходу в потусторонний мир, надевали одежку черных тонов, без вышивки и украшений. И дары, приносимые богиням, были различными: девицы несли венки и букеты полевых цветов, замужние славянки — напитки, фрукты и овощи, а старухи различную выпечку — хлебы и пироги.

Разжигать в этот денек жертвенный огнь доверяли не жрецу, а старшей в селе даме — большухе. Сразу полагалось петь обрядовые песни, посвященные рожаницам и славянским праматерям. В пламя разожженного огня отчаливал один специально выпеченный жертвенный каравай, а иной таковой же большуха разделяла на ломти и раздавала всем участницам обряда. Особенная роль в праздничке отводилась беременным: числилось, что в этот денек и далее, весь период бабьего лета, они могут лечить дамские заболевания и бесплодие, творить мелкие бытовые чудеса и предвещать будущее.

Опосля обрядов на капище дамы общины приступали к смешному ритуалу, говорящему о том, как все прошедшее лето им докучала различная мошкара, — «похоронам мухи». Пойманное насекомое с песнями укладывали в «гроб» из морковки, длинноватой процессией относили за околицу и торжественно погребали в могилу. А покуда их родственницы исполняли все нужные ритуалы, мужчины занимались домашними делами. Они брали все хозяйство в свои руки, чтоб оказать почтение дамским божествам и матерям, супругам и сестрам.

Праздничек Сдвижение — от лета к зиме

14 сентября  природа оборачивалась к зиме, и славяне праздновали Сдвижение — денек, когда земля «двигалась» от горячей летней поры к холодам. В это время птицы улетали в теплые края, а наши праотцы верили, что некие из их летят прямо в Ирий и могут передать весточку праотцам. Первой улетала кукушка, так как, согласно поверью, конкретно она хранила ключи от небесных ворот. В денек праздничка принято было обращаться к праотцам, поминать их, спрашивать у их совета. Мамы, рано потерявшие собственных детей, верили, что птицы отнесут ушедшим привет и материнскую любовь. А кто желал продолжить род, просили аистов, чтоб те по весне принесли им на крыльях детскую душу, которая воплотится в новорожденном малыше.

Начиная со Сдвижения все змеи ползли в леса и укладывались там в глубочайшие норы в спячку. Поэтому на это время запрещались любые походы в лес, чтоб не повстречаться с гадами, а хозяйки надежно запирали двери всех домашних строений, чтобы змея не заползла в дом либо овин и не устроилась там спать до весны. Сразу со змеями разбредались по берлогам и медведи, а они угрожали забредшему в лес грибнику куда большей неудачой, чем змеи. Не считая того, в тот же денек устраивал досмотр собственному хозяйству леший, и мешать ему числилось непозволительным.

На Сдвижение, согласно поверьям, недозволено было начинать никакие новейшие дела — их ждала беда. Можно было только продолжать либо завершать начатое ранее. Ко деньку торжества в каждой семье заканчивали заготовки из яблок и орехов, и все заготовленное припрятывали в погреба на зиму. Погода становилась все холоднее, недаром до наших дней сохранилась пословица: «Свиту на Сдвиженье снимай, а тулуп надевай».

Световид и Овсень — рождество осеннего солнца

В конце месяца, 25 сентября, славяне чествовали сходу 2-ух божеств. Одним из их было осеннее воплощение солнца — Световид. Его изображали в виде четырехликого мужчины, различные лики которого смотрели в прошедшее и будущее, на небеса и землю. Этот грозный бог смотрел, чтоб во всех мирах соблюдались законы Прави и не нарушался порядок всеобщего бытия. Если же кое-где нарушалась гармония мира, он приходил на помощь обиженным и сердито наказывал ослушников воли небес.

Световид числился одним из покровителей воинов, при этом он помогал им не только лишь в бою, но и в мирное время. По легенде, он приезжал на землю на белоснежном жеребце вкупе с рассветом и без утомились бился с неприятелями денька. Потому в капище около кумира Световида повсевременно держали наилучшего белоснежного скакуна, а рядом с ним — седло и упряжь. Лишь волхвы имели право ухаживать за жеребцом, подкармливать его и выводить на прогулку, чтоб не застаивался и постоянно был готов послужить собственному небесному наезднику. Птицей, посвященной Световиду, числился петушок, и в денек праздничка на капище его приносили в жертву богу осеннего солнца.

Остальным божеством, которому отдавали почести в этот денек, был Овсень — распределитель вещественных благ и организатор единства славянских родов. Овсеня почитали как типичный мост из лета в лето, его чествование связывали с окончанием сельскохозяйственных работ, началом общинных праздничков и сезона свадеб. Изображали бога в виде богато одетого наездника, в правой руке несущего богатые плоды урожая, а в левой — сухую травку и ветки.

Трудолюбивых и добросовестных Овсень щедро одаривал богатством, а нечистых на руку и ленивцев наказывал бедностью и неприятностями. На Овсеня обязательно устраивалось богатое застолье, основным украшением которого был большой, специально выпеченный калач. Он символизировал достояние славянской общины и сразу — несущее людям сбор мощное и мудрейшее осеннее солнце. Согласно приметам, опосля Овсеня ясных дней становилось меньше, начинались затяжные дождики, и осень совсем вступала в свои права.

© vedmochka.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *