Церковный праздник 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы

Церковный праздник 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

[Показать]

    •  Земная жизнь Пресвятой Богородицы
    • Икона Рождество Пресвятой Богородицы
    • Молитвы на Рождество Пресвятой Богородицы
      • Молитва в праздник Рождества Богородицы
      • Молитва перед иконой Рождества Пресвятой Богородицы
      •  Молитва Рождеству Богородицы
    • Рождество Пресвятой Богородицы — тропарь, кондак, величание

21 сентября правоверная церковь отмечает величавый непереходящий праздник – Рождество Пресвятой Богородицы. Этот праздник был установлен ещё в 4 веке. Церковь по частицам собрала все факты о жизни Богоматери.

Праздник Рождества Богородицы открывает новейший церковный год (индикт), который начинается 14 сентября. С рождением Марии, которую назовут Престолом Бога, Дверью, через которую в мир явится Спасатель, начинается и история Новейшего Завета.

 История людского искупления от власти греха и погибели началась не с момента Рождества Господа Иисуса Христа, а еще ранее. Эта история началась еще в саду Эдема, продолжилась в ветхозаветный период и совсем осуществилась уже в Новеньком Завете. Одним из таковых принципиальных моментов в истории людского спасения сделалось, а именно, рождение Мамы Господа Иисуса Христа – Пресвятой Богородицы.

 Земная жизнь Пресвятой Богородицы

Земная жизнь Мамы Божией, казалось бы, отлично известна любому верующему. Но даже тут, если поглядеть внимательнее, можно выделить несколько увлекательных моментов. Дело в том, что мы не имеем одного и полного старого повествования о жизни Пречистой Богородицы. Евангельские сюжеты, в каких упоминается Матерь Божия, разбросаны по всему Новенькому Завету, а почти все и совсем сохранилось только в Предании Церкви. Что все-таки мы можем выяснить о земной жизни Богородицы, если соединим вкупе Священное Писание и Предание Церкви?

Фактически с Предания Церкви и начинается рассказ о жизни Мамы Божией. В Евангелиях мы не находим сведений о Рождестве Пресвятой Богородицы, но предание нам докладывает последующую историю. На стыке 2-ух эпох – Ветхого и Новейшего Заветов – в городке Назарете жила одна благочестивая, праведная, но, к огорчению, бездетная семья – Иоаким и Анна. К огорчению, поэтому что в старом Израиле семья, которая не имела малышей, числилась окаянной, наказанной Богом за тяжкие грехи. В таковой ситуации бездетная семья совершенно оказывалась в положении изоляции от остального общества. Довольно сказать, что из-за отсутствия малышей Иоаким даже не мог приносить жертвы в храме. Все это указывает нам, какую веру было нужно иметь людям, чтоб продолжать веровать в Бога и молить Его о милости. Конкретно это и делали предки Пресвятой Богородицы. И в конце концов праведные Иоаким и Анна дали обет, что если у их родится ребенок, они посвятят его Богу. И вот, когда супруги прожили вкупе уже около пятидесяти лет, Господь даровал им малыша – у их родилась дочь, которую они окрестили Марией (в переводе с еврейского – «госпожа», «надежда»). Потом Марии предстояло стать Госпожой и Надеждой всех веривших в Мессию.

Принципиально сказать и о родословной Марии – по папе Она происходила из колена Иудина, из рода царя Давида, а по мамы – из рода первосвященника Аарона. Таковым образом, реализовались ветхозаветные предсказания, касающихся грядущего рождения Мессии, – ведь Он был должен произойти из королевского и священнического родов сразу. Опосля рождения дочери праведные Иоаким и Анна принесли благодарственные жертвы и дали обет, что дочь не будет ходить по земле, пока они не введут Ее в храм Божий.

Тут мы встречаемся с еще одним моментом из Предания Церкви – рассказом о внедрении во храм Пресвятой Богородицы. Это вышло, когда Марии исполнилось 3 года. Предки привели дочь к храму, где Ее торжественно встречали безгрешные девы с зажженными светильниками. Лестница, ведущая в храм, состояла из пятнадцати ступеней. Как докладывает нам Предание Церкви, Мария без сторонней помощи поднялась по всем ступеням, а навстречу Ей вышел первосвященник. Мария была введена в Святая Святых – это было изготовлено по особенному Божиему велению, потому что по закону туда мог входить лишь один первосвященник, ну и то один раз в год. Опосля этого действия Мария остается жить и служить в храме – тут Она обучалась с иными девами, пряла и шила священнические облачения. По преданию, Мария прожила в храме до 12 лет. Спустя некое время опосля окончания воспитания в храме Марии нужно было вступать в брак. Но Она произнесла священникам, что будет хранить девство перед Богом. Конкретно в этот момент и было принято решение о том, чтоб у Марии был покровитель, потому что предки Ее к тому времени уже скончались.

В конечном итоге (в итоге особенного жребия) Марию обручили с престарелым плотником Иосифом, который также происходил из рода царя Давида. Дева Мария поселилась в доме Иосифа в Назарете. В собственной обыкновенной жизни Она вела хозяйство, пряла, шила, также повсевременно молилась. Тут принципиально отметить, что Дева Мария не была супругой Иосифа, как это время от времени некие для себя представляют. Форма обручения мужчине ради сохранения обета девства – это совершено другая форма совместной жизни, нежели брак. Таковая форма время от времени и применялась в старом Израиле.

Первым евангельским событием, связанным с Мамой Божией, является Благовещение о рождении Спасателя. Посланный Богом архангел Гавриил известил Марию о том, что Она станет Мамой ожидаемого Израилем Спасателя, Мессии. Естественно, Мария опешила этому известию, потому что отдала обет хранить девство. Но архангел Гавриил отдал ей ответ: «Дух Святый отыщет на Тебя, и сила Всевышнего озарит Тебя; почему и рождаемое Святое наречется Отпрыском Божиим».

Последующие убеждения уже были не необходимы. Будучи стопроцентно преданной Богу, Мария отвечала только одно: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Последующий момент, описываемый в Евангелии, – это встреча Богородицы со собственной родственницей, праведной Елисаветой, будущей мамой пророка Иоанна Предтечи. Божия Матерь приходит в левитский (другими словами особо выделенный для поселения священнослужителей) город Иута, где жили праведные Захария и Елисавета. Тут Она встречается с Елисаветой, у которой в момент встречи во чреве взыграл малыш (будущий Иоанн Предтеча), а сама она произнесла предсказание о Мамы Божией. В ответ Богородица произнесла узнаваемый сейчас гимн «Величит душа Моя Господа». Спустя три месяца Пресвятая Богородица возвратилась в Назарет.

Евангелие от Матфея ведает нам, что когда Мария зачала, Иосиф пришел в мощное смущение. Чтоб не навести гнев людей на Марию – ведь ей угрожало бы побиение камнями, – Иосиф решает отпустить Ее. Но ему является ангел Божий, который воспрещает отпускать Марию и свидетельствует о рождении у Нее ожидаемого Мессии. Иосиф слушается воли Божией и оставляет Марию у себя.

Дальше Пресвятую Богородицу на страничках Евангелия мы встречаем в рассказе о рождестве Господа Иисуса Христа. Рождение Богомладенца совпало с течением времени общей переписи, которая была устроена в Иудее по решению правителя Августа. Всем евреям было нужно записаться конкретно в том городке, из которого происходил их род. Конкретно потому Иосиф и Мария направились из Назарета в Вифлеем – в собственный родной город. Прибыв в город, они, как понятно, не отыскали вольного дома и потому заночевали в одном из вертепов (так называли загон для скота, который представляла собой пещеру). Тут и вышло волшебство – рождение Богомладенца Иисуса Христа.

На 40-й денек опосля рождения Малыша Христа приносят в Иерусалимский храм для посвящения Богу. Это событие вошло в историю Церкви как праздник Сретения Господня. Богородица приносит за первенца в жертву Богу 2-ух горлиц и 2-ух голубей. Принимавший Малыша Христа старец Симеон произнес предсказание и о Божией Мамы, Которой он предвозвестил будущие материнские мучения за Отпрыска. Но скоро святому семейству приходиться бежать из Иудеи, потому что Богомладенца желал уничтожить правитель Ирод. Правитель Иудеи, некорректно осознав смысл предсказаний, страшился, что родившийся Мессия будет претендовать на королевский трон, чего же Ирод, естественно же, не желал. Скрываясь от гнева царя Ирода, Иосиф, Пресвятая Богородица и Богомладенец Христос бегут в Египет, где и пребывают до погибели иудейского царя. Узнав о том, что опасность миновала (о этом Иосифу во сне сказал ангел Божий), семья опять ворачивается в Иудею.

По возвращении в Назарет Матерь Божия занималась воспитанием Малыша Христа, также продолжала рукодельничать. В один прекрасный момент, когда семья посетила Иерусалим (а это происходило любой год на Пасху), отрок Иисус (ему было уже 12 лет) потерялся. Возвратившись в город, Богородица и Иосиф длительно не могли отыскать Его, а когда отыскали, то удивились. 12-летний мальчишка, находясь в храме Иерусалима, дискутировал с иудейскими учителями, открывая им потаенны Собственной мудрости. Пресвятая Богородица, как и неважно какая мама, высказала Свою скорбь о потере Отпрыска, на что Иисус дал ответ Ей: «Для чего было для вас находить Меня? Либо вы не знали, что Мне обязано быть в том, что принадлежит Папе Моему?». В тот момент Матерь Божия не до конца сообразила смысл этих слов, но позже Она стала свидетельницей их выполнения. Как свидетельствует Евангелие, Матерь Божия «сохраняла все слова сии, слагая в сердечко собственном».

Одним из первых евангельских свидетельств, в каких Матерь Божия выступает заступницей и просительницей за людей пред Своим Отпрыском, является рассказ о браке в Кане Галилейской . В этом сюжете Богородица просит Господа претворить воду в вино, потому что у пирующих на свадьбе оно завершилось. Хотя время Господа еще не настало – Он еще не явил Себя людям как Мессию, – тем не наименее Собственной Мамы Он не отказывает и совершает волшебство претворения воды в вино.

Есть в Евангелиях очередной эпизод с упоминанием Мамы Божией. Пришедшие к дому, где проповедовал Господь, и пожелавшие Его узреть Богородица и Его братья (сводные – малыши Иосифа от первого брака) требуют Его выйти к ним. Христос же отвечает, что для Него мамой, братом и сестрой являются те, кто исполняет волю и заповеди Божии. Этими словами Господь совсем не отрекается от Собственной семьи, как может показаться на 1-ый взор, а напротив, указывает любому человеку, что он также может стать частью семьи Божией.

В целом, необходимо отметить, что рассказов о Мамы Божией в Евангелиях не настолько не мало, ведь основная задачка всех 4 Евангелий – поведать о Спасателе, Его проповеди и о том, что сначала принципиально для нашего спасения. Конкретно потому, все другое упоминается лишь в связи со служением Господа Иисуса Христа.

Одно из крайних упоминаний о Пресвятой Богородице в Евангелиях – это рассказ о крестных страданиях Господа. Как мы узнаем из Евангелия от Иоанна, когда Господь Иисус Христос претерпевал крестные муки, Матерь Божия вкупе с апостолом Иоанном Богословом и иными дамами пребывала рядом с крестом. Господь, не хотя оставлять Свою Матерь одинокой, указывая на апостола Иоанна, произнес: «Жено! се, отпрыск Твой», – а потом произнес апостолу: «Се, Матерь твоя». С этого денька апостол Иоанн стал хлопотать о Пресвятой Богородице.

Правоверная Церковь верует, что по Собственном Воскресении Господь сходу явился конкретно Мамы Божией, что конкретно Она была посреди жен-мироносиц («иная Мария»), которые повстречали ангела, возвестившего о воскресении Господа. Также, по Преданию Церкви, Пресвятая Богородица присутствовала и при вознесении Господа на горе Елеон. Изображение Богородицы постоянно находится на иконах этого праздничка. Одно из крайних свидетельств Новейшего Завета о Пресвятой Богородице – это рассказ о сошествии на Нее и апостолов Святого Духа, которое вышло по обещанию Самого Христа. Дух Святой сошел на их в виде пламенных языков – таковым образом вышло волшебство Пятидесятницы. Конкретно опосля этого действия у апостолов возникли сила лечить нездоровых, изгонять бесов, гласить на различных языках и т. д.

В предстоящем о жизни Пресвятой Богородицы Церковь понимает лишь из собственного предания, потому что Новейший Завет больше о этом ничего не гласит. Предание же говорит, что известие о Собственной скорой кончине Матерь Божия услышала от архангела Гавриила. В момент кончины Божией Мамы рядом с Ней присутствовали все апостолы, не считая Фомы. Снова же, по Преданию Церкви, Господь лично принял душу Пресвятой Богородицы в момент Ее успения. Тело Ее апостолы положили в гробнице-пещере, а вход завалили камнем. Когда на 3-ий денек пришедший апостол Фома, попросил открыть гробницу, чтоб попрощаться с Богородицей, случилось волшебство. В открытой гробнице тела Богородицы уже не было: тут остались лишь Ее облачения, от которых исходило благоухание. Правоверная Церковь исповедует, что Матерь Божия была воскрешена силой Господа на 3-ий денек опосля Собственного Успения и взошла на Небо. Так закончился земной путь Пресвятой Богородице, которая сейчас пребывает со Своим Отпрыском и молится за нас перед Ним.

Икона Рождество Пресвятой Богородицы

Церковный праздник 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

 

Соответствующей чертой написания вида Пречистой Богородицы является изображение Ее с ореолом (хотя на иконе Она еще малыш). Тут ореол символизирует ту степень святости и богоугодной жизни, которую Матерь Божия сохранила от Собственного Рождества и до Успения.

Иконография праздничка Рождества Пресвятой Богородицы относится к многосюжетному типу – это означает, что на иконе изображено сходу несколько сюжетов, посвященных одному событию.

Приблизительно с XIV века на иконах Рождества Пресвятой Богородицы возникает очередной сюжет: это изображение отца Марии – праведного Иоакима. Он изображается или один, или (что еще почаще) со всей собственной семьей – праведной Анной и малышом Марией.

По иконописной традиции вокруг праведной Анны изображают от 2-ух до 6 дам – это служанки, помогавшие при родах и в 1-ое время опосля рождения малыша.

Центральным на иконах, посвященных Рождеству Пресвятой Богородицы, является изображение полулежащей на ложе праведной Анны – мамы Пречистой Богородицы. Тут красноватый цвет – знак праздничка, каковым потом для христиан и сделалось это знаменательное событие.

В нижней части иконы, обычно, изображается сцена купания малыша Марии. В данной для нас сцене Марию купает или одна Ее мама – праведная Анна, или ей в этом помогает одна из служанок.

Молитвы на Рождество Пресвятой Богородицы

Молитва в праздник Рождества Богородицы

Преблагословенная Дево Марие, Королеве небесе и земли, Твоему чудотворному виду припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо надобная. Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, молодых в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, правильно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся добросовестному виду Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Для тебя припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго неприятеля и супостата, всякия порухи и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дождики благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша ужас Божественный ко выполнению заповедей Господних, да вси тихо и умиротворенно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, сейчас и присно и во веки веков. Аминь. 

Молитва перед иконой Рождества Пресвятой Богородицы

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасателя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом любовь! Кто Для тебя не ублажит либо кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тьме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилье. Этого ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих сегодняшнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Для тебя во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Отпрыска Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим нужная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час погибели, дари нам христианскую кончину, безбедное шествие на ужасных мытарствах воздушных и наследство нескончаемых и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Отпрыска и Святаго Духа. Аминь. 

 Молитва Рождеству Богородицы

О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобившаяся быти Материю Отпрыска Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Ним же сейчас на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Королева, венцем вечнаго царствования увенчана еси. Этим же смиренно к Для тебя прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших свободных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия восстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко обилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дождики мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему надобная, испроси нам у Отпрыска Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими характеры и хорошими делы, да, елико массивно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от молодости на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; этого ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Ассистентка и премудрая ко спасению Наставница, да Для тебя последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Отпрыска Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Для тебя весь животик наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час финала нашего от жития этого, и на Ужасном Суде Отпрыска Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.

Рождество Пресвятой Богородицы — тропарь, кондак, величание

© vedmochka.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *