Апостол Фома — день памяти 19 октября

Апостол Фома - день памяти 19 октября

[Показать]

    • Молитвы святому апостолу Фоме
      • 2-ая молитва апостолу Фоме
      • Тропарь
    • Икона апостола Фомы
      • Иконография

19 октября по новенькому стилю правоверная церковь отмечает день памяти апостола Фомы — 1-го из 12 апостолов Иисуса Христа.

Деньки памяти святого апостола Фомы:

  • 15 апреля — Воспоминание уверения апостола Фомы
  • 13 июля — Собор 12-ти апостолов
  • 19 октября — день памяти Апостола Фомы

Святой апостол Фома прошел тяжелый путь к вере в Господа и Его Воскресение. Но, пройдя этот путь до конца, он полностью оправдал звание ученика Христова, принеся свет Евангелия в более томную для проповеди страну – языческую Индию. За это он удостоился венца страдальца – высшей заслуги, которую лишь может дарить Господь Бог Собственному праведнику.

До этого чем стать одним из ближайших учеников Господа Иисуса Христа, до этого чем отправиться в дальную Индию и стяжать славу страдальца, апостолу Фоме пришлось пройти сложный путь духовного взросления под управлением Спасателя. О том, как складывалась жизнь святого Фомы во времена проповеди Господа, мы знаем не весьма много. Но даже по тем малочисленным упоминаниям, которые до нас донесли евангелисты, можно составить определенное представление о этом ученике Христовом.

По преданию Церкви, будущий апостол родился в городке Панеаде в Галилее. Судя по тому, что в Евангелии его именуют к тому же Близнецом, у него, возможно, был брат (братья) либо сестра (сестры). Как и большая часть учеников Христа, до собственного призвания он занимался рыболовством. Как и все иудеи, он ждал прихода Мессии, который, согласно представлениям тех пор, был должен высвободить страну и люд от римского владычества, вернуть славу Израиля и покорить весь мир.

И вот на проповедь выходит Иисус Христос. Еще во время Крещения Господня на реке Иордан, а может, чуток позже, о новеньком Пророке выяснит и рыболов Фома. Как конкретно будущий апостол пришел ко Господу и стал его учеником, Евангелие нам не докладывает, но Предание Церкви гласит о том, что, услышав проповедь, Фома бросил свое ремесло и сходу последовал за Спасателем.

Полностью может быть, что, как и большая часть апостолов, Фома поначалу не осознавал, куда и для что призовет их Господь. Но одним из основных их свойств была детская, доверчивая чистота и вера – они верили, пусть еще смутно, что Христос и есть Тот Мессия, Которого они ожидали.

1-ый вариант, когда Фома упоминается в Евангелии, связан с призванием Господом двенадца ти Собственных ближайших учеников. Как видно из текстов евангелистов, Фома (вкупе с иными учениками) не попросту становится апостолом Христа, да и получает необыкновенную власть, особенный дар от Бога – лечить заболевания и изгонять бесов. Опосля упоминания о призвании 12-ти учеников евангелисты-синоптики (другими словами писавшие фактически синхронно Матфей, Марк и Лука) больше не упоминают о Фоме. Он, как и большая часть из 12-ти, не выделяется из общего числа – в этом есть особенный смысл. Тем евангелисты демонстрируют единство апостолов в их следовании за Христом. Но совсем сокрытым образ апостола Фомы не остался. Более калоритные моменты его следования и служения Господу донесло до нас Евангелие Иоанна Богослова.

1-ый эпизод с ролью апостола Фомы произошел в момент, когда Господь отправился в Иудею, чтоб оживить Собственного друга Лазаря. В Иудее на Иисуса Христа уже пробовали нападать сторонники книжников и фарисеев, чтоб побить камнями за Его проповеди к народу. Помня это, ученики спрашивают Христа: «Равви! издавна ли Иудеи находили побить Тебя камнями, и Ты снова идешь туда?». Но Христа недозволено было приостановить опасностью погибели, потому Он отчаливает в путь.

И вот тут мы лицезреем деяния апостола Фомы, которые как никогда ярко охарактеризовывают его веру. В ответ на желание Христа идти в Иудею, где Его могли уничтожить, апостол обращается к остальным ученикам: «Пойдем и мы умрем с Ним». В этих словах видна искренняя готовность Фомы умереть вкупе с Господом. Может быть, апостол прозревает тот будущий путь мученичества, который предстояло пройти и ему самому, и остальным апостолам.

Последующий эпизод Евангелия от Иоанна, где мы лицезреем апостола Фому, связан с Потаенной вечерей. В эту ночь, в преддверии Собственных Крестных страданий, Христос проводит последнюю беседу с учениками и устанавливает Таинство Евхаристии. И вот, когда Иуда Искариот уже покинул Вечерю, чтоб предать Христа, Спасатель гласит апостолам о том, что Ему предстоит первым войти в Королевство Отца Собственного и приготовить пространство для их. Но путь, которым апостолы должны войти туда – это путь проповеди, мученичества, свидетельства о Христе как Спасателе мира: «И когда пойду и приготовлю для вас пространство, приду снова и возьму вас к Для себя, чтоб и вы были, где Я. А куда Я иду, вы понимаете, и путь понимаете». И вот, опосля этих слов Христа апостол Фома вопрошает: «Господи! Не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?». В этих словах проявилось то, о чем мы уже упоминали, – будучи со Христом, апостолы не были еще совершенны; они, как и обыденные люди, еще сомневались, многого не соображали, ожидали большего Откровения. Путь взросления еще не был окончен, и крепость в вере лишь обязана была придти.

На вопросец апостола Фомы Христос дал ответ словами, которые вошли в историю всего населения земли: «Я есмь путь и правда и жизнь; никто не приходит к Папе, как через Меня». Как мы лицезреем, апостол Фома показан евангелистом Иоанном в более принципиальных моментах служения Иисуса Христа: призвание 12-ти и Потаенная вечеря.

Но самый броский эпизод с ролью апостола Фомы, который, непременно, был явлен для тех, кто хочет следовать за Христом, но не постоянно находит для этого силы, связан с воскресением Спасателя. В один из дней опосля Собственного воскресения Господь явился ученикам и Мамы Божией, когда они пребывали в доме для собственных собраний. Он явился в один миг, невзирая на то что двери дома были заперты, потому что ученики боялись иудеев и страшились выйти на улицу. И вот, все смогли узреть живого, воскресшего Учителя, смогли услышать Его глас и осязать Его тело. Но посреди присутствующих не было апостола Фомы, который в этот момент отлучился. Когда он возвратился и услышал от остальных о приходе Христа, то усомнился (опять показательный момент незавершенного взросления учеников Христа) и произнес: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздиков, и не вложу перста моего в раны от гвоздиков, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

Но это было не попросту недоверие. Апостол Фома, естественно же, желал, чтоб Христос вправду воскрес и так же, как и остальные, уже поверил в Его Богочеловечество. Но, быстрее всего, в этом эпизоде проявляется черта нрава апостола – желание узреть самому, запечатлеть себе воочию факт воскресения. Это полностью обычное человеческое чувство.

И вот, спустя недельку, в той же светлице вышло последующее: «Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал среди их и произнес: мир для вас! Позже гласит Фоме: подай перст твой сюда и взгляни руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

Фома произнес Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Иисус гласит ему: «ты поверил, поэтому что узрел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». В этом отрывке объединилось в единое целое все: и сбывшиеся надежды апостола, и его желание самому прикоснуться к воскресшему Спасителю, и слова вероисповедания собственной веры (а не отказа либо сомнения в том, что явился не призрак). Но самое основное тут – это те слова, которые обращены Господом к апостолу Фоме, но адресованы всем людям совершенно: «блаженны не видевшие и уверовавшие».

В крайний раз евангелист Иоанн упоминает о апостоле Фоме вместе с иными апостолами. Это соединено с тем, что Господь до Собственного Вознесения является ученикам еще много раз, учит их, наставляет. В один из таковых моментов Христос явился ученикам на Тивериадском море. Для апостола Фомы это сделалось очередной возможностью убедиться, увериться в воскресении Христа, хотя сейчас оно уже было для него бесспорным фактом.

Молитвы святому апостолу Фоме

«О благознаменитый и славный апостоле Христов Фомо! Егда на конец веков к человеком пришедый Бог избра тя в ученики Своя и даде ти власть болящия исцеляти, прокаженныя очищати, мертвыя воскрешати, бесы изгоняти, ты не сих ради, но наипаче любовию прилепился еси ко Христу, желанием вожделев даже до погибели следовати по Нем. Этого ради, аще попущением Божественным и не спел еси со другими ученики воскресшаго Спаса, аще и отреклся еси веровати сему, дондеже вложиши перст собственный в язвы гвоздиныя и вложиши руку свою в ребра Его, обаче исполни Господь прошение сердца твоего и непререкаемо паки веру твою утверди. Темже молим тя: отверзи нам глаза веры, да плотским невидимая явятся нам; подаждь нам надежду на снизхождение Божие, да отчаяние греховное не по- жрет ны; открый нам блаженство любве, яже крепка есть, яко погибель, и едина возмогает над тою, да поработавше Христу на земли, воздвигнем и мы для себя кровы Небесныя и с тобою и всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Отпрыска и Святаго Духа. Аминь.»

2-ая молитва апостолу Фоме

«О святый угодниче Божий, апостоле Фомо! Подвигом хорошим подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, заболеваний, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в сегодняшнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли {живых}, славяще Единаго во святых Собственных славимаго Бога, Отца и Отпрыска и Святаго Духа, сейчас и во веки веков. Аминь.»

Тропарь

Голос 2: Ученик Христов быв, Божественнаго собора апостольскаго сопричастник, неверствием бо Христово Воскресение известив и Того пречистую страсть осязанием уверив, Фомо всехвальне, и сейчас нам требуй мира и велия милости.

ВЕЛИЧАНИЕ: Величаем тя, апостоле Христов Фомо, и чтим заболевания и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

КОНДАК голос 4: Премудрости благодати исполнен, Христов апостол и служитель настоящий, в покаянии вопияше Для тебя: Ты мой еси Бог же и Господь.

Икона апостола Фомы

Апостол Фома - день памяти 19 октября

Иконография

В иконографии святого апостола Фомы соблюдаются общие традиции православной иконописи, а главный упор делается на очень достоверной передаче вида святого.

  • Святой апостол Фома изображается юным юношей, без усов и бороды. Таковой стиль изображения является редкостью для православной иконописи. Но конкретно так достигается историческая достоверность, ведь конкретно таковой образ апостола донесло до нас Предание Церкви.
  • В другом варианте (он не так обширно всераспространен) апостол Фома изображается старцем – этот иконографический сюжет посвящен служению апостола в Индии. Взор апостола обращен конкретно на молящегося. Это также является классической формой изображения святых, которые являются защитниками и молитвенниками за нас пред Самим Господом Богом.
  • По традиции апостол Фома изображается в облачениях, соответствующих для тех пор, – хитоне (вид длинноватой рубахи) и гиматии (верхняя одежка в виде прямоугольного кусочка ткани). Цвета одежд, в каких обычно пишут апостола Фому, таковы: хитон – мрачно-зеленоватый либо голубий, гиматий – красноватый. Правая рука апостола Фомы воздета в благословляющем жесте, левая (зависимо от традиции) либо спрятана под гиматий, либо держит свиток (кодекс) – это знак Евангелия, той Благой Вести, которую святой Фома принес народам Палестины, Индии и Эфиопии.
  • Соответствующей чертой иконографии апостола Фомы также является задний фон, который изображается красноватым, а не золотым, как обычно. Красноватый цвет в данном случае – знак мученичества, которое сделалось окончанием актуального пути апостола.

© vedmochka.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *