Мы желаем, чтоб в доме все было отлично, домочадцы не ссорились и не болели, дом веселил светом и теплом. «Освятите свое жилье!» — дают советы…
Пасхальная служба и крестный ход
Самое сложное в денек намедни Пасхи — сохранить душу в трепете и спокойствии. Суета на освящении куличей и крашеных яиц, уборка квартиры и изготовление торжественной трапезы… Но вот денек перебегает в поздний вечер, и верующих, собирающихся на торжественное богослужение, встречает ярко-красного цвета торжественное убранство церкви.
Пасхальный крестный ход совершается в полночь. Перед сиим читают канон, который мы уже слышали перед Величавым постом, — «Волною морокою…». Потом священник (либо священники и дьяконы) уходит в алтарь. Храм стихает. Из алтаря слышно пение: «Воскресение Твое Христе Спасе Ангели поют на небесех», священнослужители возникают в белоснежных облачениях и выходят на улицу. Перед священником несут фонарь, хоругви иконы и крест из алтаря, следом идет хор, и весь молящийся люд со свечками (по традиции свечки на Пасху — красноватого цвета). Из храма должны выйти все, и его двери затворяются. Процессия обходит храм и останавливается перед его закрытыми дверями, будто бы перед погребальной пещерой Христа.
Наступает момент, которого ожидают весь год. Священник три раза поет пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию погибель поправ и сущим во гробех животик даровав!» Следом его же три раза поет хор, пение подхватывают все, кто пришел помолиться. Потом священник же поет стихиры (1-ая из их начинается со слов «Да воскреснет Бог»), к которым все подпевают пасхальный тропарь. Потом три раза люд в одно дыхание отвечает на возглас священника: «Христос воскресе»! — «Поистине воскресе!». Двери растворяются, и в удовлетворенной толчее под трезвон колоколов люд входит в храм, продолжая петь тропарь Пасхи.
Когда все уже снутри, хор поет пасхальный канон — самое удовлетворенное поэтическое произведение церковной гимнографии. Есть в нем слова о том, как правитель и пророк Давид «пред сенным ковчегом скакаше играя», это о том, что он танцевал перед Ковчегом Завета, предвидя наше нынешнее веселье. В эту ночь все богослужебные тексты поются.
Опосля каждой песни канона выходит из алтаря священник, возглашает молитвенные прошения и три раза обращается к храму: «Христос воскресе!» и молящиеся не устают отвечать ему: «Поистине воскресе!» Если есть таковая возможность, священник опосля каждой песни надевает облачение другого цвета.
Канон закончен, и пропеты стихиры Пасхи, люд христосуется, то все есть, кто находится в храме, приветствуют друг дружку: «Христос Воскресе!» — «Поистине Воскресе!» — и троекратно лобзаются.
Пасхальная служба заканчивается Литургией. В эту ночь молящегося ждет много непривычного и веселого. Королевские врата как открываются, так и остаются открытыми до последующего воскресенья. Можно узреть все, что священник делает во время литургии. Служба часов, обычно полностью длительная, заменяется пением часов пасхальных, стремительных и веселых. На Литургии можно услышать, как звучит Евангелие на различных языках.
В конце освящается особенный пасхальный хлеб — артос, куски которого раздадут в последующую за Пасхой субботу.
© vedmochka.net