В Пасхе есть много интересного — от весенней обстановки с только что распустившимися цветами до веселых пасхальных традиций, таких как охота за яйцами и пасхальные…
Сретение Господне в 2023 году: дата празднования, особенности праздника
Праздник Сретения Господня, который правоверная церковь отмечает 15 февраля 2023 года, знаменует собой принципиальное событие не только лишь в жизни христианской Церкви, да и в истории всего населения земли. В этот денек в храме Иерусалима было засвидетельствовано, что обещанный Богом Мессия уже пришел в мир, а означает, и Царствие Небесное раскрылось для человека.
Сретение Господне, в Православной Церкви относится к величавым двунадесятым праздничкам.
Сретение 2023- 15 февраля
Содержание
15 февраля верующие отмечают два принципиальных действия – эпизод из земной жизни Господа Иисуса Христа и сразу реализацию тех надежд на спасение, о которых Бог давал информацию людям через Собственных пророков. Что все-таки вышло в этот денек в храме Иерусалима? О самом событии нам докладывает лишь один евангелист – святой апостол Лука. Но это не обязано никого смущать. Вправду, в собственных Евангелиях ученики Господа в чем- то повторяют друг дружку, что лишь излишний раз обосновывает истинность произошедших событий, но о неких моментах жизни Христа упоминается лишь в каком-нибудь одном из 4 Евангелий.
Этому быть может несколько разъяснений. Во-1-х, очевидцем того либо другого действия в жизни Господа мог быть лишь определенный евангелист. Во-2-х, конкретно этому евангелисту о данном событии мог поведать Сам Христос. И в-третьих, все Евангелия молвят нам лишь о том, что принципиально для нашего спасения. Но какой конкретно принципиальный эпизод из жизни Господа следует раскрыть подробнее – это любой евангелист решал, естественно, сам.
Итак, по Закону, данному Богом народу Израиля, опосля рождения в семье малыша мужского пола в течение сорока следующих дней мамы запрещалось заходить в храм Иерусалима. Эти деньки были временем очищения. Но в сороковой денек предки должны были придти в храм и принести благодарственную и очищающую жертву. Если ребенок был первенцем – его посвящали Богу. Посвящение было во выполнение Закона, а в качестве благодарности и очищения в жертву приносили 2-ух голубей.
Матерь Божия, по святости Собственной, не имела необходимости в выполнении данного закона, но Она все таки его исполнила по Собственному величавому смирению и повиновению. В сороковой денек по рождению Богомладенца Христа Пресвятая Богородица с праведным Иосифом принесли Его в храм Иерусалима. Матерь Божия несла на руках Собственного Отпрыска, а Иосиф – 2-ух белоснежных голубей. В момент, когда Святое семейство уже находилось в храме, туда пришел праведный старец Симеон.
Как свидетельствует Предание Церкви, в свое время ему было дано откровение, что он не умрет, пока не увидит обещанного Богом Мессию. Считается, что праведный Симеон был одним из 72 переводчиков-толковников, которые по приказу египетского царя Птолемея II Филадельфа (285–247 годах до Рождества Христова), перевели Священное Писание с древнееврейского на древнегреческий язык. Этот перевод получил заглавие Септуагинты. Он был осуществлен в египетской Александрии. Септуагинта сыграла важную роль в истории христианской Церкви, ведь конкретно с нее были изготовлены следующие переводы Библии на остальные языки, в том числе на церковнославянский.
Итак, когда святой Симеон переводил книжку пророка Исайи, то в предсказании о рождении Мессии от Девы он слово «Дева» желал поменять на «Супруга», думая, что 1-ое слово – это ошибка. Он просто не поверил в то, что Спасатель родится расчудесным образом от дамы, сохранившей девство. Тогда ему и явился ангел Божий, который воспретил исправлять слово, также предрек, что Симеон не умрет, пока не увидит выполнения предсказания святого Исайи.
В денек Сретения, по особенному внушению Божию, старец пришел в храм как раз в тот момент, когда там были Богородица, Иосиф Обручник и Богомладенец. Праведный Симеон взял Христа на руки, и, возблагодарив Бога, произнес молитву: «Сейчас отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо лицезрели глаза мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». В этих словах святой Симеон возвестил будущее спасение не только лишь народу Израиля, да и всему населению земли в целом. Опосля этого праведный старец произнес предсказание и для Мамы Божией: «Се, лежит Сей на падение и на восстание почти всех в Израиле и в предмет пререканий, – и Для тебя Самой орудие пройдет душу, – да раскроются помышления почти всех сердец». Это 2-ое пророчество раскрыло будущие мучения Господа, Его жертву за мир и население земли, также те тесты, которые в предстоящем пришлось пережить Самой Богородице. Опосля этого действия праведный Симеон стал называться Богоприимцем.
В этот денек в храме была также праведная вдова – Анна пророчица, дочь Фануилова, которой было уже 84 года. Из Евангелия понятно, что поначалу она прожила семь лет в браке, но опосля погибели супруга стала нести особенное духовное служение –повсевременно находилась при храме, держала пост и молилась Богу. В денек, когда в храме было Святое семейство, она «… подойдя, славила Господа и гласила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». Другими словами праведная Анна также заверила, что ожидаемый народом Израиля Мессия родился, а означает, спасение людей от власти греха и погибели уже близко. В Евангелии рассказ о Сретении Господнем заканчивается так: «Когда они сделали все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город собственный Назарет».
В Сретении, христианская Церковь лицезреет не только лишь конкретную встречу Богомладенца Христа со старцем Симеоном и выполнение нужных очищающих обрядов. В собственном глубинном, спасительном для человека смысле христианство соображает это событие как встречу Ветхого Завета (старец Симеон и пророчица Анна) и Завета Новейшего (Господь Иисус Христос). Исполнив положенный ритуал, Господь показал, что Ветхий Закон не отрицается, но настало время, когда его должен поменять Закон Новейший – тот, выполнение которого приведет человека в Царствие Небесное.
Икона «Сретение Господне»
Центральным изображением иконографии Сретения Господня является фигура Богомладенца Христа, Которого на собственных руках держит старец Симеон Богоприимец. Фигуры Христа и старца Симеона символизируют собой встречу Новейшего и Ветхого Заветов.
На иконе Сретения также изображается пророчица Анна, дочь Фануилова. Одной рукою праведная Анна показывает на Богомладенца, а в иной (время от времени) держит свиток с текстом, рассказывающем о приходе в мир Спасателя.
В левой части иконы по традиции пишется фигура Божией Мамы, а чуток далее – праведного Иосифа Обручника. Богородица преклоняется перед Малышом Христом, которого она дала праведному Симеону. Вытянутые вперед руки Богородицы, в которых уже нет Ее Отпрыска, знаменуют собой образ той утраты, утраты, которую понесет в предстоящем Матерь Божия, когда Господа осудят и распнут на кресте.
Иосиф Обручник держит в руках 2-ух белоснежных голубей, которых по ветхозаветному закону нужно было принести в жертву Богу за рождение малыша. Символически эти два голубя также понимаются как прототипы 2-ух миров, которые должны придти к Богу, – иудейского и языческого. На заднем плане иконы Сретения изображается Иерусалимский храм. В центре иконы, за фигурами Божией Мамы, Богомладенца и праведного Симеона, помещается храмовый престол, который символизирует жертву Господа Иисуса Христа.
Молитвы на Сретение
Молитва на Сретение к Господу Иисусу Христу
Господи Иисусе Христе, Единородный Отпрыску и Слове Божий,
древле во пророцех Виденный, якоже зерцалом в гаданий,
в последок же дний сих плотию от Пресвятыя Девы Марии вечно рожденный
и в четыредесятный денек сей во Святилище во Сретение всему миру от Тоя,
яко Малыш руконосим, явленный и во объятиях праведнаго Симеона
во спасение всем сущим от Адама носимый!
Коль преславно и пресветло Твое на руку Богоматери во храм Господень принесение
и от святаго старца Божественное сретение Твое!
Днесь небеса веселятся и радуется земля, яко видена быша шествия Твоя, Боже,
шествия Бога нашего Царя, Иже во Святем.
Древле Моисей всходит видети славу Твою, но не возможе увидити Лица Твоего,
зане явил еси ему точию задняя Своя.
В пресветлый же денек сей Сретения Твоего Ты явил еси Для себя человеком во святилище,
сияя неизреченным Светом Божества, да вместе с Симеоном лицезреют Тя лицем к лицу и руками
да осяжут Тя, и восприемши во объятия своя, да узнаютт Ти Бога во плоти пришедша.
Этого ради прославляем неизреченное снисхождение и велие человеколюбие Твое,
яко наступлением Твоим даровал еси сейчас небесную удовлетворенность падшему древле роду человечу:
Ты бо праведным трибуналом Своим выгнал еси прародители наши из рая сладости в мир сей,
сейчас же помиловал еси нас и паки отверзл нам райския обители и направил еси плач наш на удовлетворенность,
да падший Адам к тому уже да не стыдится Для тебя за преслушание и да не будет скрыватися Лица Твоего,
Тобою призываемый, яко Ты пришел еси сейчас, да возьмеши на Для себя грех его,
да омыеши его Своею Кровию и да облечеши его нага суща в ризу спасения и одежку веселия
и украсиши его, яко жену красотою.
Нам же всем Божественное Твое Сретение воспоминающим,
сподоби с мудрейшими девами изыти на Сретение Твое, Небесному Жениху нашему,
с пылающими светильниками веры, любви и чистоты,
да улицезрим глазами веры Божественное Лице Твое,
да восприимем Тя в душевныя объятия своя,
и да понесем Тя в сердечко собственном во вся деньки Животика собственного,
да будеши нам в Бога и мы в людие Твои.
В крайний же и Ужасный денек Пришествия Твоего,
егда вси святии изыдут на крайнее и величавое Сретение Твое на воздусе,
сподоби и нам усрети Тя, да тако постоянно с Господом будем.
Слава Милосердию Твоему, Слава Царствию Твоему, Слава смотрению Твоему,
Едине Человеколюбче, яко Твое есть Королевство, и Сила, и Слава
со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом
сейчас и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва на Сретение к Пресвятой Богородице
О, Пресвятая, Небесною чистотою Сияющия Дево, Смиренная голубице, Нескверная Агнице,
миру Благая Ассистентке, Мати Христа Бога нашего!
Ты еси начало, средина и конец нынешния радости нашея,
яко из Для тебя возсия Солнце Правды Христос Бог наш и Того принесла еси
на святых объятиях Собственных в четыредесятный денек сей во Святилище на сретение наше
и на удовлетворенность и спасение всему миру.
Этого ради и ублажаем и прославляем Тя, яко Ты еси Скиние Бога с человеки Богословом Предзримая,
Ею же Бог вселися с нами, да мы людие Его будем?
Ты еси Дверь Небесная Иезекиилем Предреченная, Еюже отверзошася паки нам
входы в райския обители. Ты еси Лествице Высочайшая, Иаковом Предвидимая,
Еюже сниде Бог на землю и Мосте, преводяй сущия от земли на небо.
Темже молим Тя, взирающе, яко пошла еси во Святилище,
носящи Огонь Небесный рукама Своима Бога, Благодатная.
Огнем молитвы Твоея попали огонь страстей наших, да избавимся вечнаго огня геенскаго.
Во Святилище пришла еси очищения ради легитимного, очищения не требующая,
яко Дева Незапятнанная и сим обучи нас како подобает нам хранити для себя в целомудрии и чистоте
и с каковым смирением подобает нам провождати подвиг девства, вспоминая, како Ты,
превыше Херувим Сущая, стала еси на месте нечистых жен.
Ты, о, Мати Пресвятая, Сама сущи Боговместимый храм Божий принесла еси в церковь легитимную
Превожделеннаго отпрыска Твоего, Христа Бога нашего,
сподоби и нам паче всего на земли любити храмы Отпрыска Твоего, посещати я во вся деньки животика нашего,
зрети тамо красоту Господню, яко лучше един денек приметатися во дворех Господних,
паче неже жити в селениих грешничих. Наипаче же дари нам, Пречистая, яко же Симеону,
неосужденно носити Отпрыска Твоего и Бога нашего в сердечных объятиях Собственных,
егда причастницы будем Пречистаго Тела и Крови Его,
и помози нам тогда чисто хранити для себя во святыне и ужасе Божиим,
да не растлим храм плоти нашея.
И тако выну сретаюше, о Богомати, Отпрыска Твоего в сердцах и душах наших,
да сподобимся молитвами Твоими достигнути и блаженнаго онаго Сретения Господня на воздусе,
егда со всеми святыми выну будем славити и воспевати Пресвятое Имя Его
со Отцем и Святым Духом и Твое милостивое предстательство сейчас и присно и во веки веков.
Аминь.
Тропари Сретению Господню
Тропарь, голос 1 (Предпразднеству)
Небесный лик Небесных Ангел, приник на землю, пришедше зрит яко Малыша, носима к храму,
Перворожденна всея твари от Матере Неискусомужныя, предпразднственную убо с нами поют песнь,
радующеся.
Тропарь, голос 1
Радуйся Благодатная Богородице Дево, из Для тебя бо возсия Солнце правды Христос Бог наш,
просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия
Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
Кондак, голос 4
Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый,
якоже подобаше, предварив, н сейчас спасл еси нас, Христе Боже;
но умири во бранех жительство, и укрепи православныя христианы,
их же возлюбил еси, едине Человеколюбче.
Величание
Величаем Тя, Жизнодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою,
Еюже по закону сейчас принеслся еси в храм.