1 января день Ильи Муромца

1 января день Ильи Муромца

[Показать]

    • Расчудесное исцеление
    • Наследник Святогора
    • Служба ратная
    • Крайний бой Ильи Муромца
    • Легенды новейшего времени

1 января Правоверная церковь отмечает день памяти святого преподобного Илии Печерского. Но почти всем россиянам этот святой известен только как былинный богатырь Илья Муромец. Несколько поколений деток и взрослых зачитываются былинами о победах Ильи над ужасными монстрами, его захватывающих путешествиях и ратных подвигах. Даже став православным святым, Илия не «обзавелся» церковным житием. А все поэтому, что его жизнь припоминает магическую легенду, где чудеса переплетаются с настоящими событиями.

Расчудесное исцеление

Фактически все былины о Илье Муромце начинаются идиентично. Около тыщи годов назад на Муромской земле, в селе Карачарове, в фермерской семье возник на свет давно ожидаемый отпрыск Илья. Но скоро оказалось, что удовлетворенность родителей заблаговременна — мальчишка не мог передвигаться без помощи других.

30 лет и три года посиживал Илья сиднем на печи, пока не пришли в село старцы опытные — калики перехожие — да  напоили грядущего воителя водицею
главный. Выпив воды, встал Ильюша на ноги, да вкупе со здоровьем получил он и силушку богатырскую.

И тут у читателя возникает 1-ый вопросец: а кто такие калики перехожие? В древние времена каликами называли странников, которые бродили по селам и весям, пели песни да былины сказывали, а не считая того, помогали людям мудрейшими советами. Свое прозвище старцы получили за то, что носили необыкновенную кожаную обувь — калиги, которые помогали странникам преодолевать существенное расстояние.

Предания говорят, что калики — это хранители старых волшебных познаний языческих волхвов. И открывали старцы свои секреты перед «человеком особенным», что был отмечен высшим богом.
Позже, во время расцвета христианства, старцев, исцеливших Илью, стали именовать православными святыми, поднявшими богатыря на ноги при помощи молитвы и комплота.

Наследник Святогора

Расчудесное исцеление принесло Илье Муромцу колоссальную физическую силу. Но и тут возникает вопросец: как обычный крестьянский отпрыск вдруг стал знатным витязем? Ведь в те дальние годы воинскому искусству обучались в большей степени малыши из богатых и авторитетных семей, да проходили они эту науку с ранешнего юношества. А мужик-лапотник не успел с печи встать, как сходу в богатыри выбился! Оказывается, и тут Илье Муромцу посодействовало волшебство.

Встав на ноги, стал Илья помогать папе крестьянствовать. Он отправился в лес, чтобы отыскать подходящее пространство под пашню. В почаще Илюша натолкнулся на пещеру священную, где ожидал его богатырский жеребец Бурушка да хранился магический клинок в богатых ножнах. Как крестьянский отпрыск взял клинок в руки и вытащил клинок из ножен, здесь же расчудесным образом завладел искусством воинским.

Согласно преданию, клинок ранее принадлежал богатырю Святогору и владел магической силой. Состарившись, Святогор стал бояться, вроде бы его расчудесный клинок в злые руки не попал. Вот и запрятал мудрейший богатырь свое орудие, наложив при всем этом заклятие: дескать, достанется сей клинок лишь человеку достойному и справедливому, который и будет Святогору наследником на ратном поприще.

Всю жизнь Илья заботливо хранил расчудесный меч-кладенец. Те же былины докладывают о том, что даже в горячем бою богатырь собственный клинок изредка употреблял. Почаще в ход шли «копьецо вострое» да «стрелочки каленые», либо же громил Илья вражью силу нагими руками, а при случае мог и сапогом отбиться от ворога ненавистного.

Служба ратная

Овладев в одночасье наукой воинской, стал Илья Муромец просить батюшку с матушкой, чтоб те отпустили его в стольный Киев-град на службу к князю Владимиру. Как понятно, на службе у киевского князя муромский богатырь сделал огромное количество ратных подвигов. Как давал информацию о собственной службе сам богатырь: «Я стоял за земли родимые, я за церкви стоял соборные, я стоял за Русь-матушку!»

 

Еще Илья Муромец уничтожил несколько безжалостных монстров, о чем нам ярко повествуют былины. Наиболее всего известен его 1-ый подвиг — битва с Соловьем-разбойни- ком. Кем же был этот душегуб, который мог свистом уложить на землю отряд воинов? Оказывается, Соловьем прозывали предводителя шайки разбойников, хозяйничавших на муромском тракте.

Дело в том, что «дорожка прямоезжая», по которой двигался в Киев Илья Муромец, являлась основным методом, связывающим Муромское княжество с южными землями Киевской Руси. Конкретно тут шли богатые купеческие караваны, которые и завлекли внимание Соловья и его «бригады». По всему видно, негоцианты предпочитали двигаться иной дорогой, чем меряться -силой с разбойником. А вот Илья не побоялся выступить против лиходея и победой над ним обосновал, что достоин звания богатыря российского.

Не наименее увлекателен и иной противник славного витязя — Идолище Поганое. «Погаными» на Руси называли язычников. Как следует, в былине победа православного христианина Ильи Муромца символизирует торжество новейшей веры над языческими богами. Российский богатырь размозжил собственного неприятеля о землю практически так же, как князь Владимир Святой сбросил в грязюка кумир Перуна с золотой головой.

Еще одним известным противником богатыря был суровый Калин-царь. Внимательный читатель без усилий рассмотрит в этом конкуренте богатыря черты ненавистных захватчиков Мамая и Батыя. По всему видно, что данное сказание было написано в наиболее позже время, но и тут Илья Муромец выступает как преданный заступник земли Российской.

Крайний бой Ильи Муромца

Несколько десятилетий охранял Илья Муромец русскую землю. Состарившись, он принял постриг и стал иноком Киево-Печерского монастыря. Но хотя славный вояка и сменил боевые доспехи на рясу инока, умер он, как и подобает богатырю, в горячем бою. О данной крайней битве Ильи Муромца повествуют исторические хроники.

Величавый набег на Киев и Киево-Печерский монастырь произошел сначала XIII столетия, в 1203 году. Это было время величавой междоусобицы на Российской земле. Князья, борясь за «величавый стол Киева», свирепо сражались вместе. Чего же стоит хотя бы тот факт, что в период с 1169 по 1181 год на киевском престоле поменялись 18 князей!

В 1203 году несколько удельных правителей, объединившихся с ордами половцев, напали на стольный Киев. Летопись тех пор говорит, что «такового разорения… дотоле не бывало». Ужасная неудача, обрушившаяся на славный Киев, принудила монаха Илью опять взяться за орудие. И этот бой стал для него крайним.

Несколько десятилетий вспять историк С. Хведченя реконструировал смертельный бой Ильи Муромца. Анализируя нрав ран на теле святого и вероятное их соответствие различным видам орудия, исследователь сделал вывод, что в крайней схватке Илья сражался с 2-мя противниками. Щита у него не было. Противникам удалось сбить Илью с ног — видимо, сказалась болезнь, сковывавшая его подвижность. Опосля этого один из нападавших ударом боевого ножика приколотил левую ладонь богатыря к земле, а иной пронзил грудь Ильи копьем.

В былинах же о кончине Ильи Муромца поведано по-разному. В одном сказании он гибнет в горячей битве с татарами, а в другом — от подлого предательства, усмиряя взбунтовавшихся язычников.

Но самая романтичная версия ухода богатыря смотрится так. Состарившись, Илья Муромец отошел от ратных дел и, покидая Киев, повстречал в чистом поле Святогора, собственного духовного наставника. Святогор поведал Илье, что богатыри не погибают собственной гибелью, а преобразуются в камешки. И спать им в виде каменном долгие и длительные годы, пока не будет нужно их помощь земле Российской.

Может быть, и на данный момент кое-где дремлет величавый витязь, одетый каменным одеялом, ждя часа, когда возникнет в нем нужда.

Легенды новейшего времени

Много российских городов и селений претендовало на звание родины Ильи Муромца. Но из этих споров победителем вышло былинное село Карачарово, сейчас один из районов Мурома. В Карачарове по сей день лупит из-под земли источник, водой из которого исцелился богатырь Илья Муромец. На высочайшем берегу Оки стоит православный крест, указывая дорогу к источнику паломникам. Тут у источника поставлена часовенка, посвященная Илье Муромцу, в какой хранится частица его мощей, привезенная из Киева.

У Карачарова Ока делится на два рукава — новое русло и старицу. Предание говорит, что поделил тут Оку сам Илья Муромец. Расчищая землю под пашню, вырывал Илюша из земли с корнем вековые дубы и кидал их в реку, отчего вышла на реке плотина и потекла она заного. Несколько дубов столетия вспять были подняты из воды и стали основанием для Троицкой церкви — приходского храма Карачарова.

Также в селе проживает семья Гущиных, называющих себя потомками Ильи Муромца. Существует ли родство данного семейства с знаменитым богатырем, наверное сказать трудно, но все мужчины этого рода владеют умопомрачительной физической силой. Самым известным представителем данной семьи был Иван Афанасьевич Гущин (1824-1907 годы). Молвят, что он один просто поднимал на высочайший сберегал Оки воз, который не могли двинуть с места две лошадки. А скупому негоцианту, не пожелавшему по совести расплатиться с нанятыми рабочими, подпер ворота многопудовым якорем и не убирал его до того времени, пока скряга не выплатил наемникам средства.

Семейство Гущиных проживает в селе Карачарове на улице Приокской в маленьком древесном доме. Предания говорят, что тыщу годов назад тут пролегала окраина села и начинались гущи именитых муромских лесов. Кое-где тут в то время стоял домик родителей Ильи Муромца — Ивана Тимофеевича и Ефросиньи Яковлевны, которых в селе тоже прозывали Гущиными: дескать, жили они рядом с гущею леса.

Летят годы, сменяют друг дружку столетия, а легенды о Илье Муромце не теряют собственный популярности. Ведь он до сего времени стоит на охране отечества, благословляя собственный ладонью российское воинство, покровителем которого его назначила правоверная церковь.

© vedmochka.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *