Святая Троица в христианстве

Святая Троица в христианстве

[Показать]

    • Догмат о Святой Троице
    • Знак Веры

Событие Богоявления, конкретно связанное с праздничком Крещения Господня, принуждает человека задуматься о главной правде (и сразу тайне) христианства – о том, что Бог един по существу, но пребывает в 3-х Лицах. Как такое быть может, и что гласит нам о этом Церковь?

Догмат о Святой Троице

Основываясь на Священном Писании и Предании, отцы Церкви определили учение о Пресвятой Троице, которое является одним из центральных христианских догматов. Учение это сводится к трем главным положениям.

«Бог троичен. Эта троичность выражается в том, что в Боге Три Лица (личности, ипостаси): Бог Отец, Бог Отпрыск, Бог Дух Святой».

Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть абсолютный, равноценный двум остальным Лицам Бог, но все совместно Они являются не 3-мя различными Богами, а единым Божественным Существом. По-другому это можно передать так: в собственной базе (сути) все Три Лица полностью схожи и равнозначимы.

При всем этом все Три Лица различаются Своими личными (ипостасными, природными) качествами: для Бога Отца это нерожденность, для Бога Отпрыска – рожденность, для Бога Духа Святого – исхождение (от Бога Отца).

В согласовании с этими положениями в христианской Церкви выработалась последующая формула учения о Пресвятой Троице:

«Бог един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Отпрыск и Святый Дух, Троица Единосущная и Нераздельная».

Но, даже дав надлежащие пояснения, отцы Церкви постоянно предупреждали – догмат о Пресвятой Троице непостижим на уровне людского рассудка. Наиболее того, это учение противоречиво исходя из убеждений людского разума и законов логики. Тем не наименее оно дано людям в Божественном Откровении, другими словами Самим Богом, и потому является реальностью, фактом, пускай, и труднодоступным для осознания в собственной базе.

Частично тайну Пресвятой Троицы можно понять в опыте духовной жизни, который постоянно связан с аскетическим подвигом – самоотречением, жертвенностью, устремленностью к Богу. Вера в Бога как в Пресвятую Троицу различает христианство от всех остальных религий мира, в том числе и монотеистических – иудаизма и ислама, в которых Бог постоянно строго един.

Но конкретно благодаря правде о Троичном Боге вероятны и все другие учения христианской Церкви – о Боге Спасателе, о Боге Освятителе и остальные. Само слово «Троица» не библейское, оно введено в христианскую лексику только во 2-ой половине 2 века святым Феофилом Антиохийским.

Понимая, что обычному человеку будет тяжело осознать на уровне разума Богооткровенную правду, святые отцы Церкви давали некие образы из мира вокруг нас, которые хотя бы частично могли ее прояснить. Так, к примеру, святитель Василий Величавый считал самой совершенной из аналогий радугу, потому что в ней «один и этот же свет и непрерывен в самом для себя и многоцветен… И в многоцветности раскрывается единый лик – нет середины и перехода меж цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно лицезреем различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупы разноцветные лучи образуют единый белоснежный. Единая суть раскрывается во разноцветном сиянии».

В качестве остальных аналогий предлагались образы солнца и исходящих от него лучей и тепла; источника воды, ключа и потока; людского разума, слова и духа, и остальные. Вопросцы и лжи (преломления учения), связанные с учением о Пресвятой Троице, рассматривались отцами Церкви на первом и втором Вселенских соборах. Совсем данное учение сформировалось опосля второго Собора, который прошел в 381 году в Константинополе. Одним из принципиальных вероисповеданий веры, в котором отражено настоящее учение о Троичности и Единосущии Бога, является Никео-Цареградский Знак веры – вероисповедание веры, которое является основой жизни христиан и сейчас.

Знак Веры

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Отпрыска Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго до этого всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Папе, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5. И воскресшаго в 3-ий денек по Писанием.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити {живым} и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Отпрыском спокланяема и сславима, глаголавшего пророки.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых.

12. И жизни будущаго века. Аминь.

© vedmochka.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *