Главная святыня Руси: образ Владимирской иконы Богородицы

Главная святыня Руси: образ Владимирской иконы Богородицы

[Показать]

    • Происхождение вида и возникновение его на Руси
    • Обретение дома и имени
    • Чудеса от Владимирской иконы Божией Мамы
    • Свидетельница смены эпох

Владимирская икона Божией Мамы – это необыкновенный образ, сыгравший огромную роль в истории нашей страны. Почти все столетия, прямо до 1918 года, она находилась в Успенском соборе Столичного кремля – месте, где происходили важные действия в жизни российского страны. Перед Владимирской венчались на королевство российские монархи, решались вопросцы объявления войны и заключения мира. Здесь проходили самые праздничные службы в Москве, возглавляемые Патриархом, и разыгрывались катастрофы опричнины и Смутного времени. 

Происхождение вида и возникновение его на Руси

Первой предпосылкой усиленного почитания иконы на Руси стали действия 12 века. В это время Константинопольским Патриархом Лукой киевскому князю Мстиславу Величавому был послан в дар древний образ Богородицы. Существует две версии его происхождения. 

  • Предание православной церкви повествует, что икона сотворена одним из 4 создателей Евангелия – Лукой еще при жизни Божией Мамы, и потому так по-неземному одухотворены и великолепны ее черты. Дальше рассказывается, что писалась она на высшей части стола, который служил для трапезы Святого семейства. Хранилась сначало в Иерусалиме, в 5 веке была перенесена в столицу Византии. 
  • Современные ученые считают, что данный образ был написан в Византии сначала 12 века. С того времени он не раз поновлялся, и от начального варианта осталась, в главном, центральная часть с ликами Девы Марии и Христа. А вот источником этого перечня, может быть, и была работа евангелиста Луки. 
  • На Руси икону расположили в женском монастыре Вышгорода. Опосля погибели Мстислава, отпрыск Владимира Мономаха – Ростово-Суздальский князь Юрий, по прозвищу Долгорукий, вмешался в борьбу за власть и взял Киев. Вышгород – это предместье южной столицы, известное еще со времен Владимира Величавого, князь подарил старшему отпрыску Андрею, которому планировал передать, опосля собственной погибели, киевский престол. Но княжичу, выросшему в Ростовских землях, хотелось самостоятельности и его неприклонно тянуло на север страны. Задумав и реализовав побег из Киева, он взял с собой настолько полюбившуюся ему святыню из Вышгородского монастыря. 

    Обретение дома и имени

    Возвратившись в родное княжество, Андрей, по дороге к Ростову, заехал во Владимир. Согласно преданию, опосля выезда из городка, на расстоянии приблизительно 10 верст от него, с князем вышло необыкновенное событие. Его лошадки тормознули и, несмотря ни на какие понукания, отрешались продолжать путь. Самому же Андрею было видение Божией Мамы, указавшей на Владимир как пространство пребывания вышгородской иконы. 

    Князь послушливо перенес святыню в город, и через некое время, по месту пребывания, она получила заглавие Владимирская. Сам же Андрей, на месте расчудесного явления, основал свою резиденцию под заглавием Боголюбово. Белокаменный собор, увенчанный резьбой, витражами и фресками и соединявшийся с ним легкими галереями княжеский дворец, стали одним из наилучших памятников архитектуры домонгольского периода. 

    Опосля этого столицей северо-восточных земель становится город Владимир. Икона, для которой в городке Андреем был возведен Успенский собор, хранилась там наиболее 2-ух веков. Огромное количество чудес, происшедших средством вида, сделали ее одной из самых чтимых святынь на Руси, а местопребывание – эмблемой центральной духовной власти. 

    Чудеса от Владимирской иконы Божией Мамы

    В 1237 году на Русь пришла ужасная неудача – татарское нашествие. Захватив столичный Владимир, неприятели подожгли Успенский собор, где укрылись местные обитатели. Ворвавшись в храм посреди дыма и огня, они перерезали огромную часть городских жителей и ограбили оклад иконы. Но опосля пожара сам образ был найден целым посреди пепла пустого храма. 

    В конце 14 века к границам нашей страны подступил со своим войском величавый завоеватель Азии – Тимур по прозвищу Тамерлан. Военачальник прославился беспощадностью, неописуемой даже для тех грозных времен. Уничтожая десятками тыщ пленников, он приказывал строить из их голов башни. А опосля взятия 1-го из хорасанских городов, из еще {живых} пленников были возведены стенки. 

    Услышав о приходе не знающего пощады Тимура, обитатели северо-восточных княжеств затрепетали. По всей стране служились молебны и готовились войска. Тогда и было принято решение перенести Владимирскую святыню в новейшую столицу – Москву. В течение десятидневного путешествия вида, на всем пути следования, люд встречал его, выстроившись вдоль дороги на коленях и изо всех сил взывая о помощи. Такое беспримерное духовное напряжение отдало собственный итог. 

    Достигнув Рязанского княжества, Тамерлан тормознул на отдых. Там, повествует летопись, он узрел во сне, посреди пламенного сияния и летящих Ангелов, лучистый лик необычной Девы приказавшей ему немедля бросить Русь. Когда, проснувшись в страхе, военачальник задал вопрос о ее происхождении, его советники сказали, что, судя по всему, он лицезрел Мама российского Бога. Это явление так потрясло Тимура, что нежданно для всех, он в один момент собрал войска и, отказавшись от похода на Русь, отправился в Причерноморье. Больше Тамерлан на Русь не ворачивался. 

    Заступничеству Богородицы приписывается и победа российских войск, опосля стояния на реке Угре, в 1480 году. Это знаменательное событие, в процессе которого ордынский хан Ахмат не отважился начать схватка и ушел в степи, сделалось концом татарского ига. 

    В 1521 году на Русь двинулся правитель Казанского ханства Мехмед-гирей. Его войско принудило столичного князя Василия отступать до самой столицы. В городке, под управлением митрополита Варлаама, шли неизменные людные службы перед Владимирской иконой. Через некое время, подойдя к Москве, правитель Казани в один момент повернул назад. Летопись повествует, что противнику привиделось большущее войско в сияющих доспехах, защищавшее город. 

    Еще не раз выручал образ Русь от набегов южных соседей. Но память о 3-х, самых больших, нашествиях, увековечена в календаре. Правоверная церковь почетает Владимирскую икону трижды в течение года: 21 мая, 23 июня и 26 августа. 

    Свидетельница смены эпох

    Посреди 16 века на столичный трон взошел Иван Суровый. Будучи по бабке потомком царей Византии, он с юношества был увлечен мыслью особенной роли правителя страны. При содействии митрополита Макария, молодой князь, опосля особенного ритуала венчания, стал первым русским царем. Праздничное событие вышло в Успенском соборе, перед Владимирской иконой Богородицы. А в 1589 году перед ней был избран и возведен на престол 1-ый Патриарх всея Руси – Иов. 

    Начало 17 века сделалось для страны временем величайших испытаний. Пресечение династии Рюриковичей, неурожаи и голод, приход Лжедмитрия и оккупация польских и шведских интервентов – все это получило в истории заглавие Смутного времени. В 1605 году, Патриарх Иов, предавший анафеме самозванца, во время молитвы перед Владимирским образом, был схвачен, безжалостно избит сторонниками Лжедмитрия и выслан в ссылку. 

    Опосля освобождения Москвы от войск интервентов, в 1613 году, в столицу съехались делегаты Земского собора. Его основным решением сделалось избрание на столичный престол новейшей династии. Заседания проходили в Успенском храме, перед Владимирской иконой. Опосля длительных споров было принято решение, что царем станет Миша Романов. Давно ожидаемое венчание шестнадцатилетнего монарха на престол проходило тут же. 

    Все последующие правители Рф постоянно обретали верховный статус в основном соборе Кремля и в присутствии самой важной для народа святыни. Даже опосля переноса столицы в Петербург и введения новейшего титула правителя, все монархи отчаливали в Москву для того, чтоб пройти ритуал коронования. 

    Опосля революции, в 1918 году, была сотворена комиссия, занимавшаяся вопросцем реставрации иконы. Образ был изъят из собора, а позже, в первый раз за всю его историю, не возвращен в храм, а передан в Третьяковскую галерею. И лишь в самом конце 20-го века он был перенесен в церковь Святителя Николая в Толмачах. В текущее время Владимирская икона находится в этом храме, примыкающем к галерее, в совместном использовании музея и Православной церкви. 

    © http://vedmochka.net

    © vedmochka.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *