Мы желаем, чтоб в доме все было отлично, домочадцы не ссорились и не болели, дом веселил светом и теплом. «Освятите свое жилье!» — дают советы…
Что можно есть в Великий пост: Студийский и Иерусалимский уставы
[Показать]
В 2016 году Великий пост начинается 14 марта и продлится до 30 апреля. Самое время побеседовать о том, что можно есть в Великий пост.
Церковные правила питания в Великий пост определялись 3-мя уставами: Студийским, Иерусалимским и Афонским, которые в протяжении веков поочерёдно сменяли друг дружку. Монастыри могли сами определять, какой режим питания избрать.
Студийский утомившись
Студийский утомившись частично можно именовать «снисходительным» — его основоположник, Преподобный Феодор Студит, считал главной составляющей поста не воздержание от каких-то товаров, а улучшение Духа. По его воззрению, принципиально не то, что ты ешь, а количество и время приёма еды.
Так, 1-ая (и единственная за весь денек!) трапеза обязана происходить не ранее трёх часов полудня. Исключение делалось, согласно этому уставу, для торжественных и выходных дней – тогда разрешалось вкушать еду два раза в денек. Более серьезный пост — в Первую и Третью недельки Четырёхдесятницы: допускались сухофрукты, которые можно было варить.
Доработкой устава опосля кончины Феодора Студита занялся Константинопольский Патриарх Алексий, который также не был приверженцем лишнего воздержания от еды. Он допускал потребление «ривлонной ухи», в которую добавляли перец и укроп – таковой рацион был един для всех, не считая старенькых и нездоровых. В денек памяти Феодора Тирона (вояки, жившего в 3 веке), позволялась торжественная трапеза, а в среды и пятницы, так же, как и в его исходную и оканчивающую недельки, обязано было соблюдаться сухоядение. В другие деньки верующие могли себя «побаловать» жаркой едой с уксусом, постным маслом и мёдом. В некие деньки разрешалось выпить чарку вина.
Говеть в Великий Четверг и Величавую Субботу Страстной Седьмицы полагалось по отдельному уставу. Монашество и священнослужители Старой Руси с наибольшей точностью соблюдали эти уставы, но для обыденных верующих допускались некие послабления. Последующие века вносили конфигурации в режим питания в Четырёхдесятницу, к примеру, по указанию Митрополита Климента, жившего в 12 веке, по вторникам и четвергам дозволялся горох, квас, а на Страстной Седьмице в такие деньки, как пн и среда – хлеб, также капуста в любом виде, но без масла.
Иерусалимский утомившись
Если два прошлых устава (а поточнее, Студийский с его доработкой), были относительно нестрогими, то этого недозволено сказать о Иерусалимском уставе. В недельку ваий и Благовещенье, и то если оно не совпадало со Страстной Седьмицей, дозволялась рыба. В Первую недельку – вкушение пиши (сухоядение) только единожды в денек, опосля трёх часов полудня, а с пн. до среды совершенно обходились без пищи. Только для нездоровых и беспомощных делалось послабление в виде хлеба и воды.
На Страстной Седьмице допустимо было вкушать только хлеб и воду, и то в умеренных количествах. «А нежели какой мирянин колебался какую еду вкушать нужно, должен слушаться собственного Духовного Отца», — говорится в одной из древних книжек.
Строгость предписаний Иерусалимского устава не сходу была принята православными и даже монахами, потому в 15 веке митрополит Фотий несколько ослабил его. В субботу и воскресенье сделалось дозволительным есть рыбные блюда, а в Первую и Страстную недельки предписывалось сухоядение. Но особо приверженные Православию люди сознательно ограничивали собственный рацион, потребляя не варёную, а лишь солёную рыбу. Некие в Страстную Седьмицу совершенно воспринимали еду только опосля заката солнца, и то, очевидно, не приготовленную на огне, и лишь один раз.
Питание в Великий пост в наше время
Также читайте: Календарь питания на Великий пост 2016.
Ну как принято говеть в наше время? Особенные требования предъявляются к Первой и Страстной Седьмицам. Следует воздержаться от вкушения еды в самом начале поста, в пн, а лучше – и во вторник. Естественно, это только пожелания, которые могут исполнить лишь здоровые телом и духом православные. Рыба разрешена два раза за всё время поста. Во-1-х, в празднование Благовещения, но только в том случае, если он не пришёлся на Страстную седмицу. Не считая того, в Вербное воскресенье. Суббота же перед ним, называющаяся Лазаревой, позволяет рыбную икру. А вот пятница Страстной седмицы воспрещает вкушать еду совершенно, прямо до выноса плащаницы.
А каковой режим питания в остальные деньки? По понедельникам, также средам и пятницам — лишь суходеяние, это приём хлеба, фруктов, воды и компота. Вторники и четверги допускают жаркую постную еду, при готовки которой не употребляется масло.. В субботние и воскресные деньки можно употреблять постное масло и, если организм ослаблен и доктор рекомендует – 50-100 г незапятнанного виноградового вина. Если на Пятидесятницу придётся денек памяти Величавого Святого, то допустима еда с постным маслом.
© http://vedmochka.net
© vedmochka.net