Мы желаем, чтоб в доме все было отлично, домочадцы не ссорились и не болели, дом веселил светом и теплом. «Освятите свое жилье!» — дают советы…
Кто написал Библию?
[Показать]
Сейчас при слове «Библия» все мы представляем примерно одно и то же: большенный том с обилием страничек из очень-очень узкой бумаги, в каком собраны все священные тексты иудаизма и христианства. И почти всем кажется, что так было постоянно. Но собственный сегодняшний вид Библия заполучила далековато не сходу. В протяжении веков люди спорили о том, что конкретно обязано войти в священную книжку. И далековато не все споры окончены.
Кто написал Библию? Вопросец, на 1-ый взор кажущийся абсурдным, по сути имеет полностью точный ответ. Создатель священной книжки — сам Бог. А люди, которые записывали его послания тут, на земле, являются только его «соавторами». Понятно, что таковой ответ годится лишь для верующего человека. Но даже если принять его, все равно остается огромное количество вопросцев. Естественно, проще всего считать, что Пятикнижие Моисея записал Моисей, Книжку Исайи — пророк Исайя, Песнь песней Соломона — правитель Соломон, и так дальше. Но Библия — книжка, которую вот уже несколько тыщ лет читают, рассматривая каждое слово и любой символ практически под микроскопом. За этот период времени накопилась масса вопросцев и противоречий, осложняющих буквальное осознание библейского текста. И здесь вера уже ни при чем — в дело вступает наука.
Книжки Ездры
Книжки, которые входят в христианский Ветхий Завет и поиудейский Танах, создавались примерно с XIII века до нашей эпохи. Они прогуливались по религиозным общинам в различных перечнях и различных вариантах. Единодушия посреди иудейских богословов не было — то, что одни считали священным текстом, остальные просто могли объявить апокрифом. Таковая неорганизованность очень вредила не так издавна показавшемуся монотеизму. Почти все, не способен разобраться в хитросплетениях и запутанных истолкованиях книжек Танаха, предпочитали возвратиться к старенькому и обычному идолопоклонству, лишенному таковых заморочек.
Это чрезвычайно волновало иудейских священников. Человеком, который взялся навести порядок в иудейском Священном Писании, стал первосвященник Ездра, живший в V веке до нашей эпохи. Его, на самом деле, можно именовать «папой» иудаизма. А для христиан он — «отец» Ветхого Завета. Ездра собрал книжки, обусловил то, какую редакцию следует считать правильной, и стал внедрять посреди иудейского народа закон, посланный выше, словом и делом.
Но некие книжки Ветхого Завета были написаны уже опосля погибели Ездры, в период с V века до нашей эпохи по I век опосля Рождества Христова. До этого всего это так именуемые Маккавейские книжки. Их относят к «историческим книжкам» Библии, потому что говорят они уже не столько о отношениях с Богом, сколько о истории иудейского народа. Но священными все таки признаются.
Правда, с ними появлялись те же препядствия, что и с старыми книжками: какой текст считать боговдохновенным, а какой — просто размышлениями священника о истории? С этими вопросцами иудеи разобрались лишь к концу I века. На заседании синедриона, состоявшемся в городке Явне опосля того как римская армия разрушила главную святыню иудаизма — Иерусалимский Храм, был официально утвержден иудейский канон. Танах — это 22 (по другому счету — 24) книжки: Пятикнижие Моисея (Тора), Книжки пророков (Невиим) и писания мудрецов Израиля, также молитвенная поэзия (Ктувим).
Перечень книжек Библии
В I веке появилась новенькая религия — христианство, которое унаследовало от иудаизма не только лишь Ветхий Завет (так стали именовать книжки Танаха, в противоположность Новенькому Завету, оставленному людям Иисусом Христом), да и все связанные с ним препядствия. Разобраться с тем, что стоит переносить из старенькой веры в новейшую, а что лучше бросить в прошедшем, было не так просто. Тем наиболее что с большинством библейских книжек ранешние христиане знакомились на греческом языке. А не на древнееврейском, на котором они были написаны вначале. Это вносило определенную долю искажений и недопониманий из-за особенностей перевода.
Пока христиане существовали в виде самостоятельных, разрозненных и, обычно, потаенных общин, ни о каком каноне и речи не шло. Любой дьякон либо пресвитер сам определял, какие книжки читать собственной пастве. Тем наиболее что слова Иисуса заинтересовывали их куда больше иудейского наследства. Совсем разобраться с Ветхим Заветом христиане собрались лишь в VII веке, опосля того как решили самые трудные внутрицерковные споры и обусловились с важными богословскими понятиями.
На состоявшемся в 692 году Трулльском соборе иерархи восточных церквей (которые позже станут православными) условились признать священными 39 канонических книжек (другими словами тех, что признавали иудеи) и 11 неканонических (из числа тех, что синедрионом по различным причинам были отвергнуты). Этот перечень из 50 ветхозаветных книжек действует в классическом православии и по сей денек.
Но римский епископ (который спустя несколько веков станет главой церковной церкви) решения Трулльского собора подписать отказался. Дело в том, что посреди соборных решений было много таковых, которые осуждали некие обычаи, принятые западной церковью, но отвергнутые восточными. Такие, например, как целибат священников либо некие правила поста. Отказавшись подписывать решения собора, глава римской церкви отказался и от утвержденного перечня книжек Ветхого Завета. Так что католикам пришлось жить без канона аж до XVI века. Лишь в 1546 году, на Тридентском соборе, был утвержден перечень, в который вошли 46 ветхозаветных книжек. К слову, посреди восточных церквей тоже согласие продолжалось недолго. Почти все из их позже пересматривали канон, принятый Трулльским собором. И сейчас у почти всех из их перечень книжек Ветхого Завета очень различается от принятого тогда. К примеру, у Эфиопской православной церкви в канон входят 54 книжки.
Наряду с католиками над каноном Ветхого Завета задумывались и показавшиеся в XVI веке протестанты. Стремясь очистить христианство от всего излишнего, реформаторы чрезвычайно критически подошли и к иудейскому наследству. Последователи Мартина Лютера решили, что каноническими стоит признавать лишь те книжки, которые сохранились на языке оригинала. Те же, что дошли до их только в греческих переводах, могут претендовать только на статус апокрифов. Потому в протестантском Ветхом Завете всего только 39 книжек.
Что касается Новейшего Завета, то насчет него последователи Иисуса Христа условились еще наиболее организованно. В него вошло 27 книжек, которые признают фактически все христианские деноминации, за очень редчайшими исключениями. Это четыре Евангелия, Деяния апостолов, 21 послание апостолов и Откровение Иоанна Богослова. Вот и выходит, что в православной Библии вы отыщите 77 книжек, в церковной — 73, а в протестантской — 66.
Кто написал Ветхий Завет
Разобравшись с составом Священного Писания, вернемся к вопросцу о авторстве. Эта неувязка связана до этого всего с Пятикнижием (Бытие, Финал, Левит, Числа, Второзаконие), которое содержит главные постулаты веры в Одного Бога. В том числе и 10 заповедей, на которых строилась иудейская, а вослед за ней и христианская мораль. Длительное время тот факт, что эти книжки написаны лично пророком Моисеем, не ставился под колебание. Единственное отступление от этого толкования, которое допускалось серьезными иудейскими первосвященниками,- что крайние восемь стихов Второзакония, в каких рассказывается о погибели Моисея, записаны Иисусом Навином. Некие фарисеи, вообщем, настаивали, что и эти строчки написал сам Моисей, которому было послано откровение о том, как он окончит свои деньки.
Но чем подольше и внимательнее иудейские и христианские книгоеды читали Пятикнижие, тем явственнее становились имеющиеся в нем противоречия. К примеру, в перечислении царей, правивших народом идумеев, упоминаются и те, кто жил опосля Моисея. Это тоже можно списать на откровение. Но вот почему некие сюжеты (при этом такие принципиальные, как творение мира либо постройка Ноева ковчега) рассказываются в Пятикнижии два раза, при этом с очевидными расхождениями, разъяснить уже труднее.
И все таки ужас перед обвинением в кощунстве был очень силен. Лишь в XVIII веке француз Жан Астрюк и германец Иоганн Айхгорн выдвинули версию, что Пятикнижие — это перемешанные воедино два первоисточника. Различать их они предложили по имени Бога. В одних вариантах он называется Яхве, в остальных — Элохим. Соответственно, источники получили наименования Яхвист и Элохист. В XIX веке их теорию развили, предположив, что первоисточников было еще более. Современная библеистика считает, что в базе Пятикнижия лежит как минимум четыре источника. Схожая история произошла с книжками пророков Исайи и Иезекииля. А текстологический анализ Песни песней Соломоновой показал, что написана она была, быстрее всего, в III веке до нашей эпохи. Другими словами лет на 700 позднее тех времен, когда жил исторический правитель Соломон.
Кто написал Новейший Завет
Не меньше вопросцев с течением времени накопилось и у исследователей Новейшего Завета. Чем внимательнее они читали строчки канонических Евангелий, тем почаще задавались вопросцем: а вправду ли это было написано апостолами, спутниками Иисуса? Ведь ни в каком из евангельских текстов (кроме Евангелия от Иоанна) нет никаких указаний на личность создателя. Так, быть может, мы имеем дело только с пересказами, записанными теми, кто обучался у апостолов и желал сохранить их рассказы для потомков?
Версия о том, что Марк, Матфей и Лука не являются реальными создателями Евангелий, была в первый раз высказана тоже в XVIII веке. Индивидуальности языка, на котором были написаны эти тексты, подтолкнули почти всех теологов к мысли о том, что их не могли сделать ранее 2-ой половины I века. Современные библеисты в целом сошлись на мировоззрении, что Евангелия были записаны анонимными создателями, которые имели в собственном распоряжении рассказы самих апостолов (либо их ближайших учеников), также некоторый не дошедший до нас текст, который ученые именуют «Источник О». Этот источник не был евангельским рассказом, а быстрее кое-чем вроде сборника изречений Иисуса, записанных, быстрее всего, конкретными слушателями его проповедей.
Первым, по общему воззрению исследователей Библии, было написано Евангелие от Марка. Это вышло приблизительно в 60-70-х годах. Потом на его базе были сделаны Евангелия от Матфея (70-90-е годы) и от Луки (80-100-е годы). Конкретно потому тексты этих 3-х повествований настолько близки. Евангелие от Иоанна же сотворено, по-видимому, в 80-95 годах и писалось раздельно от всех. Не считая того, создатель Евангелия от Луки, быстрее всего, написал и Деяния апостолов.
Любопытно, что церковная церковь полностью согласна с таковой научной трактовкой авторства Новейшего Завета и совершенно не считает ее кощунственной. На Втором Ватиканском соборе, заседавшем с 1962 по 1965 год, западные богословы официально постановили отрешиться от формулировки: «Божья церковь постоянно утверждала и утверждает, что создателями Евангелий являются те, чьи имена названы в каноне священных книжек, а конкретно: Матфей, Марк, Лука и Иоанн». Заместо имен было вписано «святые создатели».
Признают наличие препядствия авторства и православные богословы, подчеркивая при всем этом, что это никак не может ставить под колебание само содержание Евангелий. Сейчас Библию уважают как хранилище мудрости и исторический источник люди всех религиозных взглядов и убеждений. И вопросец о реальных личностях «соавторов» Бога никак не преуменьшает этого почтения. Мы навряд ли когда-то узнаем их имена. Но, по последней мере, мы можем воздать подабающее их величавому труду.
© vedmochka.net