Традиции и приметы на Маковый Спас, Яблочный Спас, Ореховый Спас, Ладино полетье

Традиции и приметы на Маковый Спас, Яблочный Спас, Ореховый Спас, Ладино полетье

[Показать]

    • Традиции и приметы на Маковый Выручил либо Выручил на Воде — 14 августа
    • Традиции и приметы на 2-ой Выручил — 19 августа
    • Традиции и приметы на Ладино полетье — с 15 по 28 августа
    • Традиции и приметы на 3-ий Выручил — 29 августа

Как и почти все христианские торжества, августовский Выручил есть не что другое, как цикл праздничков, посвященных языческому Даждьбогу — конкретно его считали Спасом, другими словами Спасателем, дающим людям жизнь и благополучие.

Традиции и приметы на Маковый Выручил либо Выручил на Воде — 14 августа

Вереница праздничков крайнего летнего месяца начиналась Маковеем, либо Спасом-на-Водах. Намедни в любом доме хозяйки собирали «маковейный цветок» — букет из растений-оберегов. Калина даровала девицам красоту и нежность, рута и ноготки защищали от заболеваний, колоски овса обещали обильный сбор, мята благоприятствовала миру и покою в доме. Неотклонимой частью букета были маковые головки. Собранные растения увязывали красноватой лентой и в денек праздничка освящали на капище, а потом сберегали пуще глаза целый год. Букет-маковейник числился массивным семейным оберегом от несчастий и заболеваний. Его высушивали и ставили на окошко. Там он и красовался до последующего Маковея.

Другое заглавие праздничка — Медовый Выручил, так как в этот денек — 14 августа — пасечники приступали к сбору меда. Числилось, что с этого денька пчелы больше не собирают с цветов мед, и соты в ульях уже заполнились до краев. Приходило время собирать сладкий сбор, освящать его и до отвала угощаться возлюбленным лакомством. Наши праотцы пекли медовые пироги и пряники, также варили хмельную медовуху, которую пили по праздничкам. Не считая того, медовуха служила лекарством, ею вылечивали простуду и некие остальные хвори.

Еще 1-ый Выручил называли Влажным — в этот денек, по воззрению наших протцов, вода приобретала неповторимые характеристики. В Выручил-на-Водах обязательно полагалось искупаться в реке, озере либо пруду — числилось, что в праздничек вода смывала грехи, заболевания и злые наговоры, и на целый год даровала людям здоровье и силы. Конкретно в это время отличные хозяева звали волхвов на освящение новейших колодцев и очищение старенькых. Опосля Маковея купаться было уже не принято, так как лето близилось к концу, и те, кто все таки решался поплавать в озере либо реке, мог захворать или даже утопнуть.

Традиции и приметы на 2-ой Выручил — 19 августа

19 августа на славянские земли приходил 2-ой Выручил — Яблочный, он же Большенный. Любопытно, что ранее денька в общинах запрещалось есть любые фрукты и овощи, не считая огурцов. Зато со денька Яблокового Спаса наступало время лакомиться всем, что уродили земля. Правда, поначалу сбор приносили волхвам. В капище раскладывались собранные плоды, волхвы благодарили мать-землю за плодородие и проводили над фруктами и овощами особый обряд. Часть урожая члены общины жертвовали нищим, откуда и произошла поговорка: «На 2-ой Выручил и нищий яблочко съест». Числилось, что хозяева, которые не поскупились дать часть плодов неимущим, в последующем году обязательно соберут обильный сбор.

В денек Яблокового Спаса готовилось огромное количество блюд из яблок: с ними запекались утки, гуси и курицы, их томили в печи с медом, пекли различные пироги. С этого денька у дам начиналась реальная «яблоковая страда». Сочные плоды хозяйки заготовляли впрок всеми доступными методами — сушили, вялили, замачивали, квасили…

Со Вторым Спасом в народе связывали надежные приметы. Было, к примеру, поверье, что если в этот денек откусить кусок яблока от первого урожая и загадать желание — загаданное непременно реализуется. Верили славяне и в другую смешную примету: если в денек праздничка человеку на руку два раза сядет муха, то его ждет необычная фортуна в жизни. Нужно считать, мухи в денек Второго Спаса могли ощущать себя в полной сохранности.

Природные приметы касались в главном будущих прохладных месяцев: к примеру, если на Яблочный Выручил стояла жара, ждали малоснежной зимы, а если лил дождик, напротив, боялись, что деревни и поля завалит по самые крыши. Опосля Второго Спаса ночи делались прохладными, близилась осень, и пословица предупреждала: «Пришел 2-ой Выручил — бери рукавицы про припас». Недаром этот денек называли также Осенинами, ведь заканчивались теплые летние дни.

Традиции и приметы на Ладино полетье — с 15 по 28 августа

15 августа начиналось Ладино полетье — деньки, когда славяне чествовали Ладу-матушку, Пречистую матерь-землю. К Пречистой община обязана была окончить сбор урожая и приступить к севу озимых, поэтому что земля уже готовилась к прохладному времени и крепкому зимнему сну. А до того, как мать-земля заснет, необходимо было поблагодарить ее за подаренный сбор. Волхвы в эти деньки проводили ритуалы благодарения земли, изумительные для современного человека: ей исповедовались в помыслах, каялись за кривду, если таковая была допущена, купались в утренней росе, освящаясь сильной силой матери-Лады.

Недаром женская богиня Лада и мать-земля объединялись в сознании наших протцов: одна из их символизировала женскую плодовитость, а иная — вечно возрождающиеся силы природы. И когда земля щедро одаривала людей своими плодами, самое время было выказать ей почет и почтение.

В денек Первой Пречистой начинали заготовлять калину. Славяне почитали ее не только лишь за отменно смачные ягоды, которые употребляли в наливках, вареньях, при лечении простуды, но также за ритуальную роль в свадебных и похоронных ритуалах. В семьях, где входили в возраст молодые жены, интенсивно запасались калиновыми гроздьями, так как любому было понятно: туда, где под крышей развешаны пучки калины, можно смело являться со сватами.

Коллективные походы женщин за калиной устраивались на Ладино полетье чуть ли не любой денек. Это обычное хозяйственное занятие у развеселой молодежи преобразовывалось в истинное приключение. Придя в лес, девушки находили 1-ый калиновый кустик и принимались водить вокруг него хороводы, петь и играться. Только позже наступала пора сбора ягод, из которых 1-ые следовало съесть немедля, а пока жуешь их, мыслить о суженом.

Юноши в это время устраивали засаду на полпути от деревни, и чуть сборщицы ягод приближались, стращали их и пробовали отобрать полные плетенки. В процессе перепалки молодежь разрисовывала друг дружке лица ягодным соком, что служило признаком обоюдной Симпатии. Потом все вкупе ворачивались в село, и девицы отдавали собранную калину матерям, а те гласили: «Будь, доченька, и ты красноватой и здоровой калиной, безгрешной и незапятанной к венцу!» Несколько ветвей с ягодами развешивали в доме, а остальное помещали под крышей, как символ, что в доме есть жена.

С этих дней начинались по деревням сговоры, смотрины да обручения, чтоб в осеннюю пору играться женитьбы, чтоб не прерывалась жива нить жизни в славянских племенах.

Традиции и приметы на 3-ий Выручил — 29 августа

На последующий денек опосля Пречистой праздновался крайний, 3-ий Выручил. У него также было несколько заглавий: звался он Хлебным, Ореховым и Холщовым. В Хлебный Выручил пеклись хлеба из муки новейшего урожая. Тесто на караваи замешивали старшие дамы в роду, заговаривая сразу всех домочадцев на здоровье. Хлеба пекли в основательно протопленной печи, если они отлично поднимались, числилось, что заболевания целый год будут обходить дом стороной.

Готовые караваи относили волхвам, и только опосля славлений, в каких воспринимала роль вся община, наступало время домашнего застолья. Глава семьи благодарил богов за обильный сбор, а потом проводился обряд угощения первым хлебом. Старший мужик в роду был должен угостить самого младшего мальчугана, чтоб род не прервался, и произнести при всем этом: «Боги дали сбор обеспеченный, пусть пребудут все малыши рода нашего во здравии и сытости». Сейчас вся семья приступала к угощению.

На столы в 3-ий Выручил ставились хлеб и пироги из новейшей муки, яблоки, мед, орешки, мясные и рыбные блюда. Числилось, что необходимо отведать хотя бы понемногу всякого блюда, и тогда фортуна, здоровье и благополучие не покинут дом. Другое заглавие Третьего Спаса — Выручил-на-Холсте, либо Холщовый, — было соединено с тем, что на этот денек обычно назначались ярмарки, где бойко вели торговлю полотном и холстами. И если уж член славянской общины попадал на торжище — полагалось прикупить хоть что-то, по другому он рисковал весь год провести в бедности.

Еще 3-ий Выручил называли Ореховым, так как к этому времени как раз поспевали орешки. Любопытно, что из орешника славяне делали банные веники — согласно поверью, таковой веник мгновенно выгонял из тела всякую хворь. Вот лишь хранить ореховые веники следовало раздельно от остальных, чтоб они не утратили свою волшебную силу. По народной примете, обильный ореховый сбор обещал, что на будущий год также отлично уродится на полях рожь.

Иная примета обещала, что если улетели в теплые края крайние своры журавлей и ласточек, то к Покрову уже стукнет мороз. Если же август оказывался богат на грозы, осень ожидалась долгая и теплая. Крайний Выручил означал, что до озари осталось совершенно мало, да и прохладные зимние деньки тоже не за горами.

© vedmochka.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *