Праздники марта у славян

Праздники марта у славян

[Показать]

    • Праздничек 8 марта — денек Мамы Мира богини Лады
    • Праздничек 9 марта — жаворонки, Сороки, заклички весны
    • Праздничек 21 марта — денек вешнего равноденствия либо Новолетие
    • Праздничек 24 марта — Ярило Красноватый, славянская Пасха
    • Праздничек 26 марта — Перунов денек

Хотя в марте наступает только календарная весна и всюду еще лежит снег, мартовские празднички славянского годичного цикла посвящены возрождению природы и торжеству света и любви.

Праздничек 8 марта — денек Мамы Мира богини Лады

Когда Клара Цеткин предложила организовать Интернациональный дамский денек, она навряд ли подозревала, что на Руси 8 марта много веков попорядку тоже чествовали дам. Наши праотцы 8 марта праздновали денек Мамы Мира, богини Лады. Она являлась людям в виде юный дамы с ребенком на голове и зеленоватым яблоком в руках. Лада спускалась к людям из Ирия (в славянской мифологии — потустороннего мира) на небесной колеснице, запряженной парой голубей и парой лебедей, разжигала огнь небесных звезд, выводила из-за прохладных туч светлое солнце.

У старых славян Лада числилась покровительницей дам, деток, любви, домашнего счастья. Те, кто не мог иметь деток, обычно приносили ей жертвы, чтоб богиня любви содействовала зачатию здорового, прекрасного потомства. Славяне верили, что богиня собирает опосля погибели души праведников и возвращает их в мир людей, вкладывая в лоно будущих матерей. Сразу Лада была и богиней плодородия, которая пробуждала к жизни от зимнего сна природу. Она делала землю злачной, хлопотала о любом зернышке, давала всем растениям силу и направляла их к свету.

Вкупе с Ладой славили ее дочь Лелю, которую представляли юной женщиной на выданье, развеселой и нежной, лишь что, как сама природа, пробудившейся от зимнего сна. С ее возникновением в мире людей всюду пробуждалась природа, по-весеннему ярко светило солнце, звенели птичьи трели и расцветали 1-ые цветочки. Лелю славили как знак юной любви, вешней освеженной природы, щедрой и удовлетворенной новейшей жизни.

Праздничек 9 марта — жаворонки, Сороки, заклички весны

На последующий денек опосля праздничка Лады и Лели — 9 марта — у наших протцов обычно приходились Сороки. Заглавие это вышло от нескольких народных воспримет. Люди верили, что в этот денек из Ирия на землю прилетают 40 видов птиц, а сорока вьет гнездо из 40 палочек. Не считая того, от денька 40 до праздничка Вешние деды (когда наступает устойчивое тепло) может выпасть 40 похолоданий. Этот денек называли также Жаворонками. Числилось, что конкретно данной птичке боги вручают ключи от земли, которую она «открывает» от зимнего сна и приносит на собственных крыльях реальную теплую весну.

А потому что начало весны связывали с прилетом птиц, существовал обычай изображать возвращение птиц на землю. Славяне гласили, что жаворонок приносит весну на поля, ласточка — в дом, кукушка и соловей — в сады и рощи, горлица — в леса. К Сорокам во всех домах хозяйки выпекали булочки либо печенье в виде парящих жаворонков, куликов, овсянок. С данной обрядовой выпечкой ребятишки позже бегали по улицам, закликая весну: «Вылети, гуля, горою, вынеси лето с собою!» Испеченных пташек просили полететь за ключами, чтоб отпереть весну и лето и запереть зиму.

Праздничек 21 марта — денек вешнего равноденствия либо Новолетие

21 марта денек опять приравнивался с ночкой, и славяне прославляли новое солнце и пришествие новейшего лета, по другому говоря, теплые деньки. Поэтому праздничек и именовался Новолетием, он символизировал начало еще одного возрождения природы. Волхвы проводили ритуальные ритуалы единения людей с солнцем, обретения ими новейшей энергии. Числилось, что прошедший ритуал человек обретает частицу силы небесных богов и готовится таковым образом к трудам будущей фермерской страды.

В праздничек Новолетия проводили также обряд с ветками ветлы, которые с приходом христианства заменила верба. Славяне верили, что ветла воплощает собой огромную актуальную силу, помогает от почти всех заболеваний и отгоняет от дома всякую нечисть. Освященные волхвами ветки ветлы клали за покутье (божницу), втыкали в стенки в хлевах и конюшнях. А в первый раз выгоняя скотин и лошадок на вешние пастбища, их благословляли ветлой, чтоб звериные не терялись и их не «попортила» нечистая сила.

Праздничек 24 марта — Ярило Красноватый, славянская Пасха

Через некоторое количество дней опосля Новолетия, 24 марта, наступал Ярило Красноватый — славянский предок христианской Пасхи. Согласно поверьям, в этот денек солнце-дитя становилось солнцемюношей, денек совсем одерживал победу над ночкой, весна побеждала зиму, жизнь одолевала погибель. Весь славянский мир славил возрождение любви, доброты, надежды и радости жизни. Наши праотцы верили, что в этот денек Всевышний Род отворяет врата Ирия, и через их нисходит в людские души очищающий огнь. Всякое обрядовое действие обретало в праздничек особенный смысл, и волхвы наблюдали за соблюдением традиций.

1-ое полнолуние опосля Ярилина денька, к примеру, числилось самым пригодным временем для зачатия малыша. Волхвы считали, что конкретно тогда человеческий организм находился на подъеме, был полон небесной энергии и подготовлен к зачатию мощного, жизнестойкого потомства. И природа, в свою очередь, благотворно влияла на человека, всеми силами помогая ему в принципиальном действе.

В ночь перед праздничком люди отчаливали к языческому капищу на праздничное славление. Волхвы разводили на алтаре ритуальный огнь, который поддерживали до восхода солнца. В эту ночь мужал Ярило — бог возрождения природы, плодовитости, вешнего солнца, и огнь символизировал это возмужание. Те, кто не мог отправиться на славление и оставался дома, был должен до утра поддерживать огнь в печи либо жечь до утра свечу. Числилось хорошим знаком, если хозяйка приносила с капища частичку жертвенного огня и обновляла пламя в домашнем очаге. Днем люди опять собирались на капище, нарядные в праздничную одежку, оставаться в это время дома числилось дурной приметой. У жертвенников волхвы освящали крашенки для торжественного угощения и писанки.

Крашенки — это вареные яичка, покрашенные природными красителями в один цвет. Крашенки ели за столом в Ярилин денек, ими игрались в обрядовые игры. Писанки — сырые яичка, разрисованные символическими узорами, они символизировали человечий мир, который оплодотворяет небесная сила ради возникновения новейшего урожая и продолжения непрерывного творения мира. Писанки никогда не варили, их расписывали сырыми, чтоб не уничтожить живую силу зарода.

Различали три главных вида писанок: земельные — с рисунками ростков, снопов и иной земледельческой темы, погребальные — на их для усопших наносили знаки богатства и обилия, жертвенные — где для богов отрисовывали три мира с населяющими их созданиями. По окончании утреннего славлення все его участники братались, приветствовали друг дружку и поздравляли с праздничком. Ссориться в таковой денек числилось недопустимым. Дома семьи угощались крашенками и иной освященной едой. Скорлупу от съеденных яиц полагалось кинуть в реку, чтоб известить весь мир о Ярилином деньке.

Не считая яиц, в любом доме обязательно пекли бабку-кулич, потом. как и крашеные яичка, попавшую в христианские пасхальные традиции. Но вышло это далековато не сходу. Опосля Крещения Руси Церковь практически вполне приспособила обычаи языческого праздничка для христианской Пасхи. Но крашенки и куличи за-прещались церковью до XVIII века, так как по раннехристианской традиции Пасха праздновалась пресным хлебом, виноградовым соком и травкой иссоп. Сохранилось свидетельство, что еще Иван Суровый сетовал священнослужителям, что их паства, возвратившись домой с пасхального богослужения, вкушает языческие куличи и крашеные яичка.

Праздничек 26 марта — Перунов денек

В конце месяца, 26 марта, когда теплые деньки становились все поближе, славили Перуна Громовержца. Восседая на пламенной колеснице, этот воинственный бог разъезжал по небу, вооруженный 2-мя молниями — голубой, убивающей на месте, и золотой, дарующей жизнь. Грохотом его колесницы наши праотцы разъясняли 1-ые вешние грозы. В Перунов денек бог являлся на землю, убивал зиму, оплодотворял землю дождиками и выводил из-за туч солнце. Опосля возрождающего землю к жизни вешнего дождика можно было начинать всякую сельскую работу. Опосля праздничка сеяли 1-ые зерновые: овес, ячмень и пшеницу.

Числилось, что Перун благословляет славян на 1-ые посевы. Но если не чествовать Перуна на славу, он мог наслать на недобросовестных град, бури и ливни, а пущенная им молния способна была зажечь пожар и сжечь все живое дотла. Так как этот бог олицетворял силу, воинскую доблесть, мощь и власть, он числился покровителем славянских князей и их дружин. По обычаю, опосля Перунова денька можно было приступать к ратным забавам и планировать воинские походы.

© vedmochka.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *