Народные праздники в мае: Кузьмин день, Егорьев день, Яков Теплый, Иван Богослов

Народные праздники в мае: Кузьмин день, Егорьев день, Яков Теплый, Иван Богослов

[Показать]

    • Праздничек 1 мая — Кузьмин денек
    • Праздничек 6 мая — Егорьев денек либо Егорий Весенний
    • Праздничек 13 мая — денек Якова Теплого
    • Праздничек 21 мая — Иван Богослов

Наши праотцы замечали: «Убери пень в вешний денек — и пень станет пригож». Не по другому как это говорилось о крайнем месяце весны, ведь конкретно в мае зацветало все вокруг, природа совсем оправлялась от суровой зимы и веселила людей теплыми солнечными деньками.

Праздничек 1 мая — Кузьмин денек

Пришел Кузьма, заглянул в погреба. В первый денек мая христиане поминают епископа Халкидонского Косму, известного своим противоборством иконоборцам. Эта секта боролась против почитания икон, считая их кумирами, а поклонение им — идолопоклонничеством. Еретики заставляли Косму отречься от святых икон, но ничего не достигнули ни уговорами, ни избиением епископа.

А посреди российского крестьянства святого Косму (в славянской традиции Кузьму) почитали как покровителя огородничества. К началу мая в любом доме семечки овощей готовили к севу. Для этого существовали особые ритуалы. Воду для замачивания семян брали в колодцах поутру, а взамен кидали в воду медные деньги на фортуну и обильный урожай овощей. В неких районах воду для семян брали из родников три денька попорядку на утренней заре. Все это следовала проделывать тайно, без чужих глаз, чтоб ритуалы не утратили силу. На Кузьмин денек мужчины копали грядки, а хозяйки высевали мор­ ковь, свеклу, лук, редис, укроп и петрушку.

1 мая именовалось также кукушкиным деньком, поэтому что тогда эта птица в первый раз подавала глас. С незаметной птицей наши праотцы связывали различные приметы и поверья. Самое известное из их дошло до наших дней: если спросить кукушку о сроке жизни, она прокукует столько раз, сколько лет осталось жить вопросительному. Фермеры считали, что с кукушкина денька наступает пора сеять лен, а если лесная птица мечется по деревне — следует бояться пожара.

Если 1 мая шел дождик, полагалось на­ мочить дождевой водой волосы, чтоб они росли так же споро, как весенняя травка. А по приметам Кузьмина денька судили о погоде на будущее. Солнечный теплый денек обещал, что весь май будет таковым же, а в начале июня похолодает. Если же денек выдавался прохладным и дождливым — он обещал теплое лето и хороший рост хлебов в крестьянских полях.

Праздничек 6 мая — Егорьев денек либо Егорий Весенний

6 мая наступает денек памяти великомученика Жору Победоносца. Он был большим полководцем, приближенным правителя, но предпочел принять страдальческую погибель за христианскую веру. В Рф он — особо почитаемый святой, охранитель воинов и всей Русской земли, почитавшийся под именованием Егория.

В русской народной традиции Егорий Вешний числился покровителем всего домашнего скота, какой водился в деревенском хозяйстве. Потому конкретно в Егорьев денек скотину в первый раз выгоняли на выпас лакомиться сочной весенней травкой. Чтоб до озари звериные спокойно паслись на лугу, набирая вес, полагалось соблюсти ряд древних ритуалов. Поначалу любая хозяйка обязана была убедиться, что ее буренка не заболела. Для проверки здоровья скотины полагалось отдать ей «соченное молоко» — разведенную водой толченую смесь конопли и льна. Та животина, что покорливо ела предложенное толокно, числилась больной и в общее стадо не выпускалась. Здоровых коровок сгоняли вкупе и гнали на пастбище ветками вербы, припасенными с Вербного воскресенья. Стадо обычно выводили на пастбище с рассветом, по утренней росе.

Роса на Егорьев денек, как числилось, владела необычными лечебными свойствами, и прошедшие по ней звериные никогда не болели. Как людям, ответственным за сытость, здоровье и сохранность звериных, особый почет в этот денек вся фермерская община обычно оказывала пастухам. В Егорьев денек еще до выгона скотины в поле пастухов окатывали ледяной водой из колодца, чтоб они «во все лето не задремывали» и бдительно наблюдали за своими подопечными. Деньком каждый владелец нес к месту выпаса стада специально выпеченный из лучшей пшеничной муки каравай, называемый моленником. Первым кусочек хлеба получал пастух, а остальное вечерком скармливали вернувшимся с поля звериным. Моленник был должен обеспечить Господню защиту для пастуха и его стада.

Вечерком Егорьева денька для всякого «коровьего поводыря» в деревнях устраивались истинные праздники с застольями, хороводами и пением обрядовых песен о сохранении общинного стада. Егорьевская роса имела целительную силу не только лишь для звериных, да и для людей. На Егория Весеннего наши праотцы обходили поля с ритуалом церковного водосвятия. Опосля ритуала желающие могли «искупаться» в утренней росе, обильно покрывавшей поля, — эта процедура была незаменимой «и от сглазу, и от 77 недуг». Большая часть воспримет этого денька гласила о будущем урожае. Прохладный денек обещал, что отлично уродятся просо, овес и греча. Если ночкой на Егория случались заморозки — они могли повторяться еще до 40 раз.

13 мая христиане почитают отпрыска рыбака, святого Иакова, 1-го из 12 апостолов, обезглавленного за проповеди о Христовой вере. Во времена наших протцов на Якова Теплого наступал печальный денек для девиц, которым не терпелось поскорее найти собственного суженого. В этот майский денек во всех крестьянских общинах обычно прекращалось всякое сватовство, и в силу вступала народная пословица «В мае жениться — всю жизнь маяться». Больше того, и простой разговор о перспективах замужества смотрелся начиная с этого денька совсем неблагопристойным. У странной на современный взор традиции есть весьма обычное разъяснение. Свадебные пиры и гулянья на Руси постоянно отличались необычным размахом из-за древнего поверья: чем пышнее и богаче праздничек, тем наиболее счастливой станет в будущем юная семья. Выполнить старенькое правило в мае оказывалось нереально по двум причинам. Во-1-х, один майский денек в самом деле мог накормить целый год, а поэтому отвлекаться от работы на гулянье было решительно некогда. Во-2-х, запасы к этому времени в основном были подъедены, а означает, ни о каком обильном застолье речи тоже идти не могло. Вот и выходило, что праздновать женитьбу в мае — означало пренебречь поверьем и напророчить юным скудную, томную жизнь.

Чем теплее становились деньки, тем легче распространялись по деревням различные лихорадки. Фермеры верили, что конкретно с Якова они начинают безнаказанно бродить по земле, приставая к слабеньким телесно людям. И чтоб болезнь миновала человека, полагалось в этот денек обливаться припасенной заблаговременно мартовской талой водой. В особенности строго исполнялся обряд обливания теми, кто собирался скоро отправиться в путь, — вода защищала их не только лишь от недугов, да и от всякой беды, какая могла пристать к людям по дороге. Другое прозвание святого Якова — Звездоночник — гласит о примете, согласно которой звездная тихая ночь на Якова обещала теплое лето и богатый урожай.

Праздничек 21 мая — Иван Богослов

21 мая наступает время почтить память еще 1-го из апостолов — брата Иакова Иоанна Богослова. Перу Иоанна принадлежит одно из Евангелий, которое он написал по требованию христиан, желающих больше выяснить о ранешних деяниях Христа. На Руси Богослова окрестили Пшеничником, так как в денек его памяти обычно сеяли пшеницу. Чтоб она уродалась в достатке, обычай добивался выпечь обрядовый пирог из лучшей пшеничной муки и идти с ним на перекресток дорог, угощать проходящих мимо странников. Хозяйка с поклоном предлагала прохожим подношение, а те благодарили и хотели хорошего урожая. Если же никаких путников на дороге не встречалось, обетный пирог полагалось отнести на поле и там раскрошить для птиц, есть его самим было строжайше запрещено.

В Иванов денек полагалось умилости­ вить духов вспаханной нивы, и в этом случае строго соблюдалось разделение на мужские и дамские обязанности. На­ пример, с посевом пшеницы связан один забавный обычай. Сеять ее должны были лишь мужчины, при этом голые донага. А зерно для посева они несли на поле в мешках, скроенных из старенькых порток. Наши праотцы верили, что таковым образом они заключают брачный альянс с землицей- матушкой и в свое время она разродится обильными хлебами. Дамы не имели права находиться при проведении обряда — они могли «напугать» Землю, и та не смогла бы подарить людям хлеб. Приблизительно к XIX столетию этот ритуал пропал из обихода, но длительно еще старики по деревням сетовали, что покуда он соблюдался, земля родила куда богаче.

По погоде этого денька, как и во почти все остальные деньки мая, определяли, каким будет урожай. Если на поля слеталось много птиц, вся выращенная пшеница обязана была уйти на подати. А если одинокий жа­ воронок пел высоко в небе, ожидалось, что жито уродится необычайно щедро. Святого Иоанна россияне звали также Долгим, поэтому что 1-ые ритуалы в этот денек начинались еще до рассвета, а работать следовало до той поры, пока последний лучик солнца не спрячется за линией горизонта.

© vedmochka.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *