Праздник Белтейн — с 30 апреля на 1 мая

Праздник Белтейн - с 30 апреля на 1 мая

[Показать]

    • Ритуалы на праздничка Белтейн
    • История праздничка Белтейн
    • Денек расцвета сил

Кельты не оставили потомкам ни памятников собственной культуры, ни летописной записи деяний, но до наших дней дошло нечто весьма ценное — кельтские празднички, говорящие о вечно меняющемся мире и жив природе, где черные деньки Самайна сменяет светлый Белтейн. Праздник Белтейн отмечался в ночь с 30 апреля на 1 мая.

Заглавие праздничка обычно переводят с древнеирландского языка как «огнь Бела» либо «сияющий огнь». В кельтской традиции этот денек посвящался богу солнца и плодородия Белу, который символизировал своим возникновением начало светлой половины года. По преданию, бог спускался в этот денек к людям, чтоб пробудить природу.

Торжество отмечалось со времен ранешнего Средневековья на кельтских территориях — в Ирландии и Шотландии. Схожий праздничек был в Уэльсе и неких областях Великобритании, но там он именовался Галан-Май. Белтейн был одной из переломных точек года, когда, как и в Самайн, размывалась граница меж мирами мертвых и {живых}.

Легенда говорит, что в ночь Белтейна царица фей скакала на белоснежной лошадки по человеческим землям. Те, кто усаживались под священным деревом, могли узреть ее либо услышать, как звенят колокольчики на лошадиной сбруе. Если человек прятал лицо, царица проезжала мимо, но стоило любопытству одолеть, а человеку посмотреть волшебнице в глаза, она забирала злосчастного в страну фей, и он никогда уже не ворачивался домой.

На Белтейн нередко приходились принципиальные, переломные действия кельтской истории. Конкретно в этот денек к берегам Эйре (ирландское заглавие Ирландии) пристали корабли первого обитателя Партолона, тогда же в страну прибыли неповторимые детки богини Дану, в неких преданиях — чудесные силы. Новейшие племена приносили в Ирландию новейшие обычаи, неизвестные ранее познания, они становились силой, вытеснявшей прежних владельцев этих земель. Если же кельтским племенам суждены были несчастья, они также нередко происходили в Белтейн. Племя Партолона в один прекрасный момент в Майский денек вымерло от эпидемии чумы, а кельтская богиня плодородия Рианнон погибла как раз в ночь на 1 мая.

Чтоб охранить кельтов от неудачи и достойно повстречать праздничек пробуждения и цветения природы, жрецы-друиды и все члены племени должны были исполнить древнейшие ритуалы, передававшиеся из поколения в поколение.

Ритуалы на праздничка Белтейн

Намедни праздничка во всех домах гасили огнь, а на самой высочайшей точке поселения складывали два большущих костра — огни Бела — из 9 священных деревьев (береза, дуб, рябина, ель, ветла, яблоня, орешник, боярышник, сосна). С восходом солнца друиды добывали огнь трением и поджигали костры, призывавшие Бела благословить его люд. Сразу жрецы возносили молитвы богам с просьбами защитить люд кельтов от несчастий, заболеваний и природных катастроф. Необходимо было три раза обойти костер и изгнать вокруг него скот, чтоб очиститься от всего дурного. У неких племен было принято не обходить костер, а прыгать через пламя, очищая собственный дух и тело. Потом люди выкупали у друидов новейший огнь (почаще всего за юное звериное — ягненка, поросенка и так дальше), зажигали от костра факелы и отчаливали по домам, чтоб развести новое пламя в очагах. Правонарушителям, должникам, не вернувшим долги, и иным, увиденным в злых делах, запрещалось брать огнь от священного костра — это было отлучением от общности племени и милости богов.

У кельтов длительное время сохранялись людские жертвоприношения. Но конкретно в Белтейн жертвы приносились лишь добровольно. Калеки либо неизлечимо нездоровые отдавали себя в жертву, а жрецы помогали им исполнить эту ритуальную разновидность самоубийства.

Не только лишь огнь был главной частью праздничка, принципиальным его элементом числилась также вода. Согласно поверью, девицы должны были помыться первой майской росой, чтоб цвести весь год. А тем, кто успевал перед рассветом Белтейна выпить воды из колодца, сопутствовала фортуна в делах.

Еще одна торжественная церемония состояла в установке майского шеста, сделанного из ствола огромной ели. К вершине шеста крепились разноцветные ленты, и молодежь плясала, переплетая их. Круг танцоров начинался так далековато, как позволяла длина лент. Юноши двигались по часовой стрелке, девицы — против, а по переплетениям лент друиды судили о том, какой ожидается сбор. Танцы вокруг майского шеста числились принципиальным ритуалом для возрождения плодородия земли. Шест был центром майских гуляний, и любая деревня изо всех сил стерегла свое майское древо, сразу стараясь украсть такое же у соседей. Если кража удавалась, купить древо можно было за эль, пиво либо сладости.

Перед торжеством не только лишь разводили костры и ставили майский шест для всей деревни — любой дом также полагалось приготовить к Белтейну. На двери вешали майский сук, а во дворе сажали майский кустик из веток рябины, который украшали наподобие новогодней елки. Пороги домов и подоконники посыпали лепестками примулы либо устилали зеленоватыми ветками, чтоб помешать эльфам и феям просочиться в дома во время праздничка. Но предполагалось только отстранить, а не оскорбить магический народец, для что растения необходимо было срезать без помощи железа, которое не вытерпели потусторонние существа.

В Белтейн запрещалось рвать и срезать боярышник (одно из символических деревьев праздничка) — около него кельты загадывали желания. Они брали разноцветные лоскутки ткани, выбирая особый цвет для всякого желания, и развешивали их на ветках: фиолетовый — для мудрости, красноватый — для любви, зеленоватый — для благоденствия, голубий — для исцеления. Желание следовало произнести вслух и в благодарность бросить под деревом маленькой подарок.

В отличие от Самайна, когда полагалось быть щедрым со всеми, на Белтейн хозяйки не делились ничем: ни мукой, ни углем, ни молоком, ни даже водой. Числилось, что совместно с отданным из дома имуществом и продуктами уйдут фортуна и достаток. Этот обычай просто разъяснить, если вспомянуть, что к маю в деревенском хозяйстве не оставалось ничего излишнего, хватало лишь-лишь самим дожить до последующего урожая. Угощение Белтейна тоже не было очень богатым: варились свежее пиво и «зеленоватая» похлебка из первой травки с огорода, пеклись пирожки из того, что осталось в кладовой.

Как сезон пробуждения природы и ее злачных сил, Белтейн числился лучшим временем для заключения браков. Вечерком пары уходили в лес «собирать май», и, если за ночь им удавалось столковаться, днем они ворачивались в деревню, держа в руках зеленоватые ветки деревьев. Христианские монахи с омерзением писали, что опосля таковых ночей не много кто из женщин ворачивался домой, не утратив невинности. С языческой же точки зрения таковая связь была очередной формой прославления земного плодородия.

История праздничка Белтейн

С приходом на кельтские земли христианства Белтейн поняла общая участь языческих традиций: его попытались запретить либо хотя бы сделать наименее языческим. Но обычаи кельтов подвергались гонениям еще до пришествия эпохи Христа. Завоевавшие эту местность римляне, нередко достаточно терпимые к чужой вере, решительно воспрещали покоренным народам поклоняться кельтским богам. Друидов как жрецов запрещенной религии они свирепо истребляли, а священные рощи вырубали. Возможно, очень уж очевидными были сила жрецов и их авторитет, вдохновлявшие люд на борьбу с римскими захватчиками.

С крещением кельтских стран церковь вытеснила Белтейн близкими по срокам праздничками благонамеренного содержания, таковыми как Пасха, Денек святой Вальпургии и праздничек Святого Креста. Но избавиться от старого торжества оказалось не так просто. Там, где воздействие христианства было слабее, Белтейн продолжали праздновать с прежним размахом, в остальных местах он стал называться просто Майским деньком, не утратив собственного языческого смысла. Если же на праздничек начинались гонения, кельты отмечали его потаенно, отсюда и появились легенды о Вальпургиевой ночи с 30 апреля на 1 мая как о времени сбора ведьм и разгула нечистой силы.

Денек расцвета сил

В наши деньки праздничек утратил свое волшебное значение, но его продолжают интенсивно отмечать в почти всех странах как Денек расцвета сил земли. В тех странах, где живут потомки кельтов, Белтейн отмечается в особенности интенсивно: и в городках, и в сельских районах. В Ирландии, Шотландии и Уэльсе в этот денек проходят парады волынщиков, городские карнавальные шествия, спектакли и фейерверки. С развитием обществ, исповедующих новое идолопоклонство (таковых, как движение виккан в Великобритании), праздничек сделался интернациональным. Для последователей традиций протцов он опять обрел свое священное значение, стал одним из у основных дней в году. Не считая того, Белтейн, как и остальные языческие торжества, отыскал свое пространство в произведениях жанра фэнтези. Волшебные ритуалы, узкая грань меж обыденным и волшебным мирами, боги, приходящие к людям, — все это владеет для современного человека настолько мощным притягательностью, что опять принуждает ворачиваться к загадочной притче Майского денька.

© vedmochka.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *