Народные праздники и традиции октября

Народные праздники и традиции октября

[Показать]

    • Денек памяти страдальцам Засиму и Трофиму
    • Денек памяти святой Феклы Иконийской 7 октября
    • Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября
    • 27 октября — денек памяти преподобной Параскевы

В октябре природа понемногу теряет краски, с деревьев облетают крайние листья, почти все дороги стают непроезжими… Ранее в эту пору крестьянский мир сжимался до избы и близкого подворья. Пора было готовиться к суровым холодам, недаром говорилось, что в октябре «до обеда осень, а опосля обеда — зима».

Денек памяти страдальцам Засиму и Трофиму

2-ой денек октября христиане предназначили страдальцам Зосиме и Трофиму. Трофим принял страдальческую погибель в 3 веке в Антиохии за то, что во время языческого торжества призывал городских жителей обратиться к настоящей вере и отречься от отвратительных кумиров. Зосима же спустя столетие уединенно жил в пустыне в компании одних лишь одичавших животных. Язычники изумлялись такому мирному сожительству, а Зосима отвечал, что ему помогает вера в Господа. Тогда правитель наиблежайшего городка объявил, что все его обитатели воспримут христианство, если хищники придут на помощь отшельнику. Зосиму схватили и подвергли пытке. И здесь же на площади, где происходила расправа, возник грозно рычащий лев. Но выручать святого было уже поздно — не выдержав пытки, ой испустил дух.

Зосиму на Руси обычно почитали как покровителя пчел и пчеловодов, потому со денька его памяти начиналась пчелиная девятина — сбор меда и подготовка ульев к зиме. Мед с древности в славянском мире числился продуктом неповторимым. Ценили его так высоко, что в неких областях платили им подати. Сладкое достояние, которое приносили людям пчелы, было еще и лекарством от почти всех заболеваний. По-разному приготовленный, он ворачивал силы, помогал при воспалениях, вылечивал раны и ожоги, налаживал работу почек, печени и желудка. Пчеловодов уважали и побаивались как знахарей, владеющих особой мудростью, к ним обращались за лекарскими и даже прозаическими советами. На Зосиму Пчельника медом сдабривалась практически вся пища, что ставилась на стол, — от напитков до каш и выпечки. Днем натощак полагалось испить кружку воды с размешанной в ней ложкой меда. Наши праотцы верили, что так они получат силы и здоровье на всю будущую зиму.

2-ой святой — Трофим — оказывал покровительство молодежи. Оттого со 2 октября мужчины и девицы собирались на гулянья и посиделки, именуемые Трофимовыми вечерками. Девушки рукодельничали, а юноши веселили их беседой, либо все вкупе пели и танцевали. Затевалось это веселье не попросту так: приближался сезон свадеб, и необходимо было успеть выглядеть для себя достойную пару. Поверье говорило, что если женщина будет длительно глядеть на какого-то парня, и он не отведет глаз — можно скоро ожидать к для себя на двор сватов. Видимо, как раз счастливые влюбленные придумали дошедшую до наших дней пословицу: «На Трофима не проходит счастье мимо, куда Трофим — туда и оно за ним». Южный ветер в денек Трофима и Зосимы обещал крестьянам обильный сбор озимых в последующем году.

Денек памяти святой Феклы Иконийской 7 октября

7 октября православные вспоминают святую Феклу Иконийскую, происходившую из знатной семьи язычников. Быть бы ей замужем за таковым же язычником, но в один прекрасный момент женщина услышала проповедь апостола Павла и возжелала служить Господу. Предки Феклы обратились к властям с просьбой оградить дочь от воздействия христиан, и по их доносу Павла бросили в кутузку. Но будущая святая подкупала охранников, чтоб навещать апостола в заточении. За приверженность христианской вере даму приговорили к сожжению, но экзекуции помешал обрушившийся на город ливень.

Одно из крестьянских заглавий Феклина денька — Замолотки, потому что в это время всюду начиналась молотьба, завершавшая цикл полевых работ. Перед началом молотьбы проводили ритуал, сохранившийся с языческих времен, — зажигали «новейший» огнь. В каждой избе гасили все огни, от печей до лучин. Потом самый почетаемый из стариков трением добывал «юный» огнь, и от него по всей деревне опять разжигали печи. Не считая того, дымом окуривали скотину, чтоб была мощной и здоровой. Опосля обряда  приступали к работе: молотить начинали постоянно с «именинного» первого снопа, до того стоявшего в доме в красноватом углу. Из муки от первого снопа потом пекли «новейший» хлеб и угощались им всем семейством. Если в хозяйстве были наемные работники, им опосля трудов первого молотильного денька полагалась густая каша, заправленная маслом либо свиным салом. Сытно накормленные работники подступали потом к намолоченному зерну, кланялись, благодарили за угощение и поздравляли владельцев с хорошим урожаем.

Одно из прозвищ Феклы — Запрядальница — гласит о дамских упражнениях этого денька. На Феклу полагалось обязательно сесть за прялку, так как с каждой нитью выпрядалось бабье счастье. А девицы занимались шитьем, при этом старались завязать побольше узелков, так как поверье гласило: что на Запрядальницу ни завяжешь — узелок либо судьбу, — позже вовеки не развяжется. Числилось, что узелки в шитье завлекают и задерживают счастье в любви.

Деньки опосля Феклы, которую еще называли Заревницей, становились все короче, а ночи — длиннее и темнее. Осень все резвее двигалась навстречу зиме, и наши праотцы гласили: «От Феклы денек не куриным скоком, а лошадиным шагом уходит».

Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября

Посреди октября, 14 октября, наступало время праздничка Покрова Пресвятой Богородицы. В базе торжества лежит легенда о видении Андрею Юродивому в Константинопольском храме. Божия Матерь раскинула над молящимися в храме свое покрывало и тем укрыла на люд от противников, осаждавших в то время город. Посреди россиян бытовало другое предание: оно говорило о бесприютно бродящей по миру Богородице, которой в одном селе не дали ночлега. Илья-пророк разгневался на селян и обрушил на их громы и молнии. Сгореть бы деревне с бессердечными жителями, но Богоматерь простила их и распростерла над ними собственный покров. Гнев Ильи-пророка утих, а селяне сделались милосердными.

Отмечая праздничек Покрова, наши праотцы также ждали от Богородицы защиты и помощи. А основная роль в праздничке отводилась дамам как хранительницам дома и семьи. В этот денек любая хозяйка растапливала печь ветками яблони ради благополучия семейства и здоровья домочадцев, произнося древний комплот: «Дым, вейся, к небесам стремись, в моем доме мир и благость, поселись!» Ради состоятельной жизни на ближний год на Покров полагалось напечь горку благоуханных блинов. 1-ый блин разделяли на четыре части и складывали по четырем углам избы как подношение домовому. Ведь сытый домашний дух создавал в доме комфорт и дарил спокойствие его обитателям.

Особенные ритуалы проводились в праздничек над ребятишками. Чтоб уберечь деток от недугов, их ставили нагишом на пороге дома и обливали родниковой водой через сито либо решето. Числилось, что так всякая хворь смоется с дитятки. А девицы, вошедшие в возраст невест, просили на Покров у Богородицы хорошего жениха. Для выполнения желания поскорее выйти замуж следовало первой поспеть в церковь и зажечь свечку перед образом Божией Мамы. Не считая того, если днем землю уже покрывал 1-ый снежок, необходимо было помыться им. Такое умывание даровало не только лишь красоту, но еще и скорое знакомство с суженым.

Даже погодные приметы Покрова были обычно соединены со свадьбами. Чем больше снега выпадало за денек, тем больше свадеб ожидалось до конца года. «Много невест» обещала и ветреная погода.

Читайте наиболее тщательно про праздничек Покрова Пресвятой Богородицы.

27 октября — денек памяти преподобной Параскевы

27 октября православные почитают преподобную Параскеву, даму из христианской семьи, прожившую долгую жизнь в отшельничестве в Иорданской пустыне. Параскева владела даром целительства. Прикосновение к ее святым мощам по сей денек излечивает нездоровых. А на Руси почитание святой тесновато переплелось с культом богини Макоши, которой посвящали обычно 5-ый денек недельки, оттого и окрестили ее на Руси Параскевой Пятницей. Икону Параскевы можно было отыскать практически в любом крестьянском доме, так как она числилась покровительницей дамских трудов и традиций, «бабской» святой.

Звали святую также Льняницей, в денек ее памяти начинали обрабатывать лен. В почти всех областях на Льняницу проводились «льняные смотрины», когда принято было демонстрировать 1-ый вытрепанный лен и ассоциировать, у кого он выделан лучше. Для женщин это была хорошая возможность показать свое мастерство юношам и старшим дамам, одна из которых могла стать их свекровью. А замужние дамы выходили походить в наилучших вышитых платьицах, чтоб все лицезрели, какие они опытные рукодельницы.

Любопытно, что в неких местностях на Параскеву запрещалась неважно какая женская работа — от шитья, вышивания и прядения до стирки. Это числилось грехом.

Очередное прозвище святой — Грязнуха — весьма буквально обрисовывает погоду, которая постоянно стояла в этот денек. Прохладные дождики либо выпавший и растаявший не до конца снег превращали все проезжие дороги в непроходимое месиво. Если распутица была в особенности мощной, зима ожидалась не ранее чем через четыре недельки.

© vedmochka.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *