В Пасхе есть много интересного — от весенней обстановки с только что распустившимися цветами до веселых пасхальных традиций, таких как охота за яйцами и пасхальные…
Великий пост в 2016 году — святые седмицы и недели
14 марта 2016 года начинается Великий пост в 2016 году
К величавому праздничку Пасхи все православные готовятся заранее – как духовно, так и телесно. Чтения духовных текстов, постепенный переход к постничеству, работа над собственной душой и причащение хотя бы раз за всё время поста – всё это является неотклонимым для хоть какого православного христианина. И не только лишь недели Четыресятницы, но и предыдущие ей имели в древние времена свои наименования.
- Неделька мытаря и фарисея 21 февраля 2016 года.
- Неделька о блудном отпрыску 28 февраля 2016 года.
- Неделька о Ужасном суде 6 марта 2016 года.
- Масленица – с 7 по 13 марта 2016 года.
- Прощеное воскресенье – 13 марта 2016 года.
- 1-ая седмица Величавого поста с 14 по 20 марта 2016 года.
- Неделька Торжество Православия 20 марта 2016 года.
- 2-ая седмица Величавого поста с 21 по 27 марта 2016 года.
- Неделька Святителя Григория Паламы 27 марта 2016 года.
- 3-я седмица Величавого поста с 28 марта по 3 апреля 2016 года.
- Крестопоклонная неделька 3 апреля 2016 года.
- 4-ая седмица Величавого поста с 4 по 10 апреля 2016 года.
- Неделька святого Иоанна Лествичника 10 апреля 2016 года.
- 5-ая седмица Величавого поста с 11 по 17 апреля 2016 года.
- Неделька преподобной Марии Египетской 17 апреля 2016 года.
- Шестая седмица Величавого поста с 18 по 24 апреля 2016 года.
- Неделька ваий, Вход Господень в Иерусалим 24 апреля 2016 года.
- Страстная седмица с 25 апреля по 1 мая 2016 года.
К примеру, 1-ая, исходная предварительная неделька, имеющая заглавие «Мытарь и фарисей» – это «сплошная седмица», поэтому что тут нет поста и ограничений в питании. Но верующие уже настраивались на Божественное и посещали Литургию, где читалось Евангелие «О мытаре и фарисее» (Лк. 18, 10-14). Стоя на коленях, почти все рыдали, пребывая в раскаянии и озарённые духовным светом, слыша «Покаяния отверзи мне двери…»
2-ая неделька намедни Величавого поста посвящена «блудному отпрыску», песнопения которой также принуждают задуматься о собственных грехах.
3-я неделька и есть Масленица, но называется она мясопустной, либо сырной (сыропустом). Это крайний отрезок времени перед Величавым постом, когда можно вкушать яичка и молоко. Печь блины, развлекаться, водить хороводы – всё это в традициях нашего народа. Ну а в крайнее воскресенье Масленицы в Церкви читается фрагмент Евангелия «Неделька о Ужасном суде». Таковым образом, православные готовились к Величавому посту.
Также читайте: календарь питания Величавого поста 2016
Итак, Великий пост наступает. 1-ая неделька различается особенной строгостью, а церковные богослужения в эти деньки в особенности долгосрочны. Они побуждают православных задуматься о быстротечности жизни, о тщете рвения к славе и роскоши и о необходимости духовного очищения. Начинается неделька с денька Екклесиаста, и все следующие деньки данной нам седьмицы говорят торжество Православия. Особый чин, который так и назван, предаёт анафеме противников Церкви и прославляет тех, кто её защищает.
2-ой денек первой Седьмицы имеет целью донести до верующих, что они все подвержены плотским страстям, одержимы гордыней и рвением к приемуществу. Понимание этого и добросовестный взор на свои недочеты – уже огромное дело, потому всё не так безнадёжно, и о этом Церковь гласит в 3-ий денек, который именуется «Благая Известие». Эта Благая Известие – рождение Христа, пришедшего для нашего всеобщего исцеления и спасения. Лишь Он поможет православным выйти из мрака к чистому Свету.
В богослужениях четвёртого денька выслеживается та же идея: Крест и Кровь Спасателя посодействуют отыскать верный путь. За это нужно Господа благодарить, что и делается в 5-ый денек. В ожидании Величавого Гостя нужно высвободить своё помещение от грязищи, хлама и пыли. В таковой аллегорической форме 6-ой денек («Проверка совести») готовит верующего к встрече с Господом, перед которой нужно очистить душу: проверить, соблюдаются ли 10 Заповедей, как производится Нагорная проповедь и т.д.
Крайний денек первой седьмицы именуется «Причащение», верующие дают обет Богу жить по Его указаниям и благодарят за жизнь, здоровье, возносят хвалу Его милосердию.
Во вторую недельку Величавого поста верующие отдают дань памяти Григория Паламы, святителя и обличителя лжи. Этот святой, живший в 14 веке, учил, что за неустанные моления и соблюдения постов Христос милует собственных малышей и озаряет их Божественным Светом. В эту недельку верующие дают обет как можно меньше вести пустых дискуссий, а лучше совершенно молчать хотя бы один денек.
На третьей седмице («Крестопоклонной») прославляется Крест Господень, который выносится на середину храма. Он припоминает православным о страдальческой погибели Христа и крепит их в стремлении продолжать пост. Последующая за Крестопоклонной седмица носит то же заглавие, а еще её именую Средокрестной, так как как раз в среду данной нам недели находится середина поста.
Четвёртая по счёту неделька Четыдесятницы посвящена преподобному Иоанну Лествичнику, который является создателем «Лествицы». Поднимаясь ввысь по лестнице духовного совершенства, хоть какому боговерующему нужно идти вперёд и не оглядываться на прошлые грехи. Вообщем, понимание их полезно в плане исправления и приобщения к Божественному. При всем этом неуместно восхваление собственных наград: дескать, я вот и причастился, и молюсь повсевременно и посещаю храм ежедневно и выстаиваю все Литургии. Бог никак не поощряет такое самовосхваление и полностью может низвергнуть «самозванца» до самой низшей ступени лестницы. Знакомство с «Лествицей» подразумевает, во-первых, избавление от греховной нечистоты, ликвидацию пороков и страстей, которые есть в слабеньком человеке; ну а во-вторых, в этот период может произойти отображение в человеке вида Божия.
Среда пятой седьмицы — это чтение покаянного канона Андрея Критского и всенощное бдение с чтением Величавого жития Марии Египетской, которая является примером покаяния. Верующие, участвующие в Богослужении, с экстазом внимают посвящённые сиим святым песнопения. А в субботу данной нам же седьмицы все православные под предводительством Церкви поют церковный гимн, прославляющий Пресвятую Богородицу. Они благодарят её за то, что Она посодействовала избавиться обычным смертным от грехов.
Суббота перед праздничком Входа Господня в Иерусалим называется Лазаревой. Господь подошел к опочивальне усопшего Лазаря, и, претерпев противный запах, всё же сделал так, что Святой Лазарь воскрес. Волшебство из чудес обосновало, что Господь, и лишь Он, может оживить мёртвого. Но таковой благой поступок был осужден некими противниками Церкви. Тем не наименее, в субботу пятой Седьмицы православные чествуют подвиг Христа, воскресившего Лазаря.
Вербное воскресенье («цветоносная неделька») знаменательно тем, что конкретно в этот денек Господь вошёл в Иерусалим. Самая ранешняя весна… и конкретно вербы начинает до этого остальных растений давать почку. Почти всем представителям старшего и среднего поколения, наверняка, запомнились шутливые удары бабушек по «заднице» со словами: «Верба хлёст, лупи до слёз». Числилось, что с этими ударами из ребёнка выходят все недуги и «прикосы, и призоры». Ну а в Православной Церкви принято было считать эти деньки неделькой «ваий». Верующие, держа в руках ветки вербы и зажжённые свечки, прославляли Господа как фаворита над силами ада и тьмы.
И вот наступает Страстная Седмица, которая значима не наименее, нежели 1-ая. Верующие практически все деньки проводят в Храме, раболепно слушая Евангелие Страстей Христовых и остальные песнопения, рассказывающие о мучениях Христа. Слёзы, раскаяние, обещания исправиться, восхваления Бога – всё это проливает бальзам на души православных.
Все деньки Страстной Седмицы именуются Величавыми, любой имеет своё заглавие и любой имеет особенный смысл, ну а они все подготавливают к Пасхе. Так, в Великий Пн Церковь вспоминает бесплодную смоковницу, которая в своё время не отдала Христу еды, а во вторник — о 10 девах. Эти мемуары призывают прихожан соболезновать Господу и внимать Его заповедям. Что касается Величавой Среды – то в этот денек Храм прославляет супругу, которая хоть и отличилась греховным поведением, но признала свои ошибки и дала Христу всё, что имела. В этот денек порицается рвение к деньгам и плотским наслаждениям. Предательство Иуды также осуждается и предаётся анафеме.
В особенности в Страстной Седьмице выделяется Великий Четверг (Четверток). Незапятнанный духом и ничего крамольного не подозревающий Христос, доверявший своим ученикам, преломил хлеб со словами «Приимите, ядите: сие есть Тело мое». Чем это завершилось, все верующие знают, и с того времени почитают Великий Четверг как незапятнанный. Принято купаться на заре либо хотя бы омывать тело проточной водой, кропотливо убирать жильё, но смысл Величавого Четверга не только лишь в этом. Необходимо причаститься и покаяться на исповеди, другими словами очистить не только лишь тело, но и душу. В храме читается «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа», также извлечения из соответственных глав Евангелия.
И в Великий четверг, и в Страстную пятницу (Пяток) Церковь вспоминает мучения Христа, и Божественная Литургия длится до ночи. В конце недели выносят Плащаницу, и этот процесс сопровождается каноном, который не много кого оставит флегмантичным. Плащаница находится в Церкви три денька, и любой верующий, стоя тотчас в длинноватой очереди, прикладывается к ней. Этот обряд олицетворяет трёхдневное возлежание Христа в гробу.
В Величавую субботу православные, участвуя в Богослужении, радуются и скорбят, смеются и рыдают в преддверии величавого праздничка Пасхи. Читаются тексты из Священного Писания, которые настраивают прихожан на умилительный лад. И если ранее священнослужители и прихожане облачались в умеренные тёмные одежки, то на данный момент они стают перед Господом в светлых торжественных рясах. Ну а опосля Литургии принято святить куличи, сало, соль, крашеные яичка…
А потом начинается праздничный и основной праздничек православных – Пасха, знак нескончаемой и несокрушимой Жизни, которая неподвластна погибели. И Великий пост как раз – путь к спасению для тех, кто живёт по Божьим заповедям.
©
© vedmochka.net