В Пасхе есть много интересного — от весенней обстановки с только что распустившимися цветами до веселых пасхальных традиций, таких как охота за яйцами и пасхальные…
Собор Архистратига Михаила — праздник 21 ноября
[Показать]
Церковный православный праздник 21 ноября в честь архангела Михаила и иных Небесных Сил бесплотных установлен Православной Церковью с особенным смыслом, ведь их служение Богу и людям проходит через все наше бытие. Ангельский мир был первым творением Божиим, архангел Миша с иными небесными силами одержал победу над отпавшими от Бога духами. Ангелы возвестили рождение Спасателя. А основное, 2-ое пришествие Господа во всей славе будут аккомпанировать конкретно бесплотные Небесные Силы.
Говоря о Силах Небесных, заметим, что, естественно же, почти во всем наше познание и представление о их является условными, потому что в собственной полноте ангельский мир от нас укрыт. Мы многого о нем не знаем, а почти все не способны осознать либо можем осознать только в виде знака и вида, но никак не практически. Открыто же нам лишь то, что имеет конкретное значение для нашего спасения.
Еще в Ветхом Завете у народа Израиля было особенное учение — ангелология, наука о невидимых духах, служителях Божиих. Сначала это учение основывалось на текстах Ветхого Завета, а именно, откровениях пророков. Опосля того как рождается христианская Церковь, это учение в собственных главных моментах врубается и в ее богословскую систему. Этот процесс происходит равномерно, а в почти всех качествах учение о ангельском мире в христианской Церкви переосмысливается, дополняется новейшей информацией.
Одним из первых, кто давал информацию в Новеньком Завете о ангельском мире, был святой апостол Павел. Конкретно он в собственных посланиях (к Колоссянам, Римлянам, Ефесянам) перечисляет некие ангельские чины. Но наибольшее воздействие на учение о ангельском мире оказали святые отцы послеапостольского периода — святые Дионисий Ареопагит (I век, «О небесной иерархии») и Иоанн Дамаскин (ок. 675 — ок.753, «Четкое изложение православной веры»). Конкретно работы этих богословов стали основой для формирования православного учения о ангелах.
В четвертом веке на поместном Лаодикийском Соборе Церковь установила празднование Собора (собрания вкупе) архистратига Божия Михаила и иных Небесных Сил бесплотных. 35-м правилом Собора было отвергнуто и объявлено ложью поклонение ангелам как творцам и управителям мира.
Празднование Собора — 21 ноября (8 ноября по старенькому стилю). Итак, в собственной работе преподобный Иоанн Дамаскин дает последующее развернутое определение природы ангелов: «Ангелы есть суть, даровитая мозгом, повсевременно передвигающаяся, вольная, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для собственного естества бессмертие: один лишь Творец понимает вид и определение данной для нас сути. Бестелесною же и невещественною она именуется по сопоставлению с нами. Ибо все по сопоставлению с Богом, единым лишь несравненным, оказывается и грубым, и вещественным. поэтому что одно лишь Божество в серьезном смысле невещественно и бестелесно».
Таковым образом, под ангелом понимается духовное, невидимое, бесплотное по отношению к человеку (но в то же время владеющее определенной вещественной оболочкой по отношению к Богу) существо. Ангел, как и человек, является личностью и творением Божиим. По своим чертам ангел превосходит человека: способность стремительно передвигаться на огромные расстояния, сила разума, невидимость и т. д. Если же ангел воспринимает какой-или вид, то является лишь образом, формой, более удобопонятной для человека.
Также Правоверная Церковь учит, что ангелы Божии совсем утвердились в добре (а падшие — во зле) и потому не могут подвергнуться изменениям — отпасть от Бога либо, напротив, возвратиться к Нему. Принципиальным моментом в учении о ангельских силах является их назначение. Дело в том, что с греческого языка слово «ангелос» переводится как «вестник», «посланник» — конкретно это слово и отражает одну из главных ролей мира духовных сил. В отношениях меж человеком и Богом ангелы делают конкретно служебную роль — они возвещают людям волю Божию. Ангел постоянно являлся людям праведным с одной целью — передать определенному человеку определенное веление Божие. При всем этом все подобные случаи — уникальность. В хоть какой иной ситуации Церковь постоянно остерегала человека от принятия каких-или явлений со стороны мира духовного. Еще есть понятие Ангела хранителя — это ангел, который незримо приставляется при крещении к определенному человеку с целью молиться за него перед Богом и беречь от зла.
Ангельские чины
Содержание
Сейчас поглядим, что гласит Церковь о ангельских чинах. Сходу же заметим, что наименование архистратиг не является ангельским чином, это воинское звание, которым в старом мире называли основных военачальников в армии. Михаила называют архистратигом, так как он предводитель и начальник всех ангельских сил.
Итак, по учению Православной Церкви все Небесные Силы делятся на три лика. В свою очередь любой лик разделяется еще на три группы. Такое деление основано на 2-ух принципах: степени приближенности к Богу и типу служения.
1-ый лик
Серафимы (на иврите и греческом — «пылающие, пламенные, пламенеющие») — шестикрылые ангелы, более приближенные к Богу. Свое заглавие получили от той огненной любви, которую имеют к Собственному Создателю — Господу Богу.
Херувимы (на иврите «керубим» — мозги, распространители зания и мудрости) — четырехкрылые и четырехликие ангелы. Их основное служение — просвещение.
Престолы («богоносные») — у богословов есть несколько воззрений о том, какое служение они несут. По одному из их это более приближенный к Богу ангельский чин, вроде бы окружающий Господа. По иной, престолы будут конкретно участвовать в крайнем Суде Божием.
2-ой лик
Господства — являются незримыми наставниками поставленных от Бога земных властей, правителей. Также помогают человеку укрощать страсти и похоти.
Силы — наделены особенной властью совершать чудеса, ниспосылают эту благодать праведникам и угодникам Божиим.
Власти — владеют властью укрощать силу падших ангелов, также повелевают стихиями.
3-ий лик
Начальства (Начала) — наделены правом повелевать законами вселенной, природы, также берегут народы и страны.
Архангелы — начальники ангелов. Учителя и провозвестники воли Божией для человека, передающие откровения. Фактически, конкретно к этому чину относятся более известные в Православной Церкви ангелы — Миша и Гавриил.
Ангелы — более близки к человеку, являются проводниками воли Божией, также хранителями, заступниками. Заметим, что в этом случае словом «ангел» обозначается конкретно чин Небесных Сил. В наиболее широком смысле сиим словом именуется представитель хоть какого чина совершенно, без конкретизации.
Иконы Архистратига Михаила
Иконография
Иконография архангела Михаила имеет несколько вариантов, любой из которых связан с определенным сюжетом, основанным на свидетельстве Священного Писания либо явленного чуда. Принципиально увидеть. что хоть какое иконописное изображение архангела Михаила, как и остальных Небесных Сил. является лишь только эмблемой. Это соединено с духовной природой ангелов, которые не имеют плоти, а если и являлись людям, то лишь в удобопостигаемых видах.
Одно из более узнаваемых иконописных изображений — «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» — основано на эпизоде из Священной истории Ветхого Завета, а конкретно — явлении предводителю народа Израиля, Иисусу Навину, архангела Михаила: «Иисус, находясь близ Иерихона, посмотрел, и лицезреет, и вот стоит пред ним человек, и в руке его оголенный клинок. Иисус подошел к нему и произнес ему: наш ли ты, либо из неприятелей наших? Он произнес: нет; я вождь воинства Господня, сейчас пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и произнес ему: что государь мой произнесет рабу собственному? Вождь воинства Господня произнес Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо пространство, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и поступил».
На иконах этого типа архангел Миша изображается в полный рост, в военных доспехах и с орудием. В правой руке архангела изображается занесенный пламенный клинок, в левой — сфера с нанесенной монограммой Господа «IС ХС». Клинок — знак власти, военного управления, главенства, потому что архангел Миша считается главой всех Небесных воинств.
Сфера — это знак небесной сферы, мироздания. Обычно, архангел изображается в облачениях римского (византийского) вояки — тунике (время от времени сверху бывает к тому же панцирь) и красном плаще. Все это также является символическим изображением архистратига Михаила как полководца. Глава небесного воинства изображается попирающим падших духов, другими словами отпавших от Бога ангелов. Частью данной композиции является изображение Иисуса Навина, стоящего слева от архангела Михаила. Вождь народа Израиля обращается к архистратигу с молитвой о помощи и заступничестве.
Молитва Архистратигу Мише суровому воеводе
«Господи Боже, Величавый Царю Безначальный! Посли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Твоєму (имя) изъяти мя от неприятель моих видимых и невидимых. О Господень Архангеле Мише! Бесов сокрушителю! Воспрети всем противникам борющимся со мною, сотвори их, яко овцы и сокруши их, яко останки пред лицем ветра. О, Господень величавый Архангеле Мише, шестокрылатый 1-ый княже, воєводо Небесных Сил Херувим и Серафим! О угодный Мише Архангеле, буди ми ассистент во всех делах в скорбях, печалях; в пустынях, на распутьях, на реках и на морях — тихое пристанище. Избави мя, Величавый Мише Архангеле, от всяких красот диавольских, егда услыша мя грешнаго раба собственного (имя) молящегося для тебя и призывающего имя твое святое: ускори на помощь мне и услыши молитву мою. О величавый Архангеле Мише! Одолей вся противящееся мне силою Честнаго и Животворящего Небеснаго Креста Господня, молитвами ПР есвятыя Богородицы и святых апостол, святаго пророка Божия Илии, святителя Николая Чудотворца, святаго Андрея юродиваго, святых великомучеников Никиты и Евстафия, преподобных отец и святителей, страдальцев и всех святых Небесных Сил. Аминь.»
Молитва Архангелу Мише
«Святый и величавый Архангеле Божий Мише, неисповедимыя и пресущественныя Троицы 1-ый во ангелех предстоятелю, рода же людского приставниче и хранителю, сокрушивый с воинством своими главу прегордаго денницы на Небеси и постоянно посрамляяй злость и коварства его на земли! К для тебя с верою прибегаем и для тебя с любовию молимся: буди щит несокрушим и забрало твердо святей церкви и православному отечествию нашему, ограждая их моментальным мечем твоих от всех неприятель видимых и невидимых. Будь вождь и соратай непобедим Христолюбивому воинству нашему, венчая его славою и победами над супостаты, да узнаютт вси противляющиеся нам, яко с нами Бог и святии ангелы Его. Не остави же, о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославляющих днесь святое имя твое: се бо, аще и многогрешни есмы, обаче ге хощем в безакониих наших погибнути, но еже безакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу и оживленным быти от Него на дела благия. Осени убо мозг нам светом Божиим, да возможем разумети, что есть воля Божия о нас благая и совершенная, и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и оставляти. Укрепи благодатию Господнею слабенькую волю и беспомощное произволение наше, да утвердившися в законе Господни, престанем прочее валятися земными помыслы и похотьми плоти и ради тленнаго и земнаго нескончаемая и небесная безумия забывати. Над всеми же сими испроси нам выше дух истиннаго покаяния, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших, да остающее нам число дней временнаго жития нашего во изглаждении зол содеянных нами совершим. Егда же приближиться час скончания нашего и свобождения от уз бреннаго этого телеси, не остави нас, Архангеле Божий, беззащитный противу духов злости поднебесных, обыкших преграждати души человечестей восход и горняя: да охраняеми тобою, безпреткновенно достигнем онех преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная и сподобимся узрети пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего и Тому воздати славу, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.»
© vedmochka.net