В Пасхе есть много интересного — от весенней обстановки с только что распустившимися цветами до веселых пасхальных традиций, таких как охота за яйцами и пасхальные…
Православный праздник 19 августа — Преображение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа
[Показать]
Своим преображением на горе Фавор Иисус Христос показал ученикам всю славу Собственного Божества. Это было нужно для того, чтоб во время Его будущих страданий, распятия и погибели на кресте апостолы не усомнились бы в вере в Него как в Отпрыска Божия. Церковный православный праздник Преображения Господня отмечается 19 августа по новенькому стилю (6 августа по старенькому стилю).
В конце земного служения Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам о том, что Ему предстоит пострадать за весь мир, быть осужденным, распятым и в 3-ий денек воскреснуть. Апостолы верили, что Христос и есть Тот Мессия, Которого ожидал весь Израиль, но такие слова очень огорчали их, заставляли колебаться и смущаться.
Чтоб укрепить их в вере, Спасатель показал троим из их Свою Божественную славу. Тем Он также указал всем настоящим христианам на их будущее состояние в Царствии Небесном, будущую славу их тел и душ. В один прекрасный момент, пребывая с учениками в Галилее, Христос взял с Собой троих из их – апостолов Петра, Иоанна и Иакова – и отправился на гору Фавор. Взойдя на верхушку, Господь на короткий срок оставил их, чтоб помолиться. В момент молитвы лицо Его в один момент просияло броским светом, а одежки стали так ослепительно белы, что на их нереально было глядеть.
Как свидетельствует Священное Писание, в тот же момент явились два ветхозаветных пророка – Илия и Моисей. Они стали беседовать с Господом о Его будущем пути в Иерусалим на крестные мучения. Петр, видя все происходящее, предложил Христу сделать на горе три кущи (палатки, шалаши): «Господи! отлично нам тут быть; если хочешь, создадим тут три кущи: Для тебя одну, и Моисею одну, и одну Илии».
Но когда Петр давал информацию это, в небе явилось светлое скопление, из которого раздался глас Бога Отца: «Сей есть Отпрыск Мой Любимый, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» . Это было еще одно свидетельство того, что Иисус Христос есть настоящий Отпрыск Божий, пришедший спасти людей от рабства греха и погибели. Услышав голос с небес, апостолы испугались и свалились лицами на землю, так их поразило все увиденное и услышанное. Господь же подошел, коснулся их и произнес, чтоб они не страшились. Поднявшись и посмотрев вокруг, ученики никого не считая Спасателя уже не узрели.
Опосля этого Христос спустился с ними с горы к иным апостолам и к народу, который следовал за Ним во время Его служения. Спускаясь с горы, Спасатель воспретил Петру, Иоанну и Иакову говорить остальным о том, что они лицезрели и слышали на Фаворе: «Никому не сказывайте о сем видении, доколе Отпрыск Человечий не воскреснет из мертвых». Это было нужно держать в тайне, потому что Господу еще лишь предстояло быть униженным и пострадать за мир. Если же апостолы поведали бы все людям, то те могли бы поднять мятеж, возмущение и не допустить такового хода событий. Но хранить молчание о увиденном не нужно было всю жизнь. Напротив, опосля воскресения Христа свидетельство о Его преображении обязано было стать еще одним подтверждением истинности всех прошлых Его слов и дел.
Праздник Преображения Господня стал отмечаться довольно рано. Быстрее всего, празднование было установлено в IV веке. В этот период равноапостольная королева Лена, мама правителя Константина Величавого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. Некое время опосля этого праздник отмечался лишь в Святой земле, но с V века получил обширное распространение по всему христианскому Востоку. Начиная с 900 года его стали отмечать в Византии.
Икона Преображения Господня
По традиции на иконе Преображения Господня изображается целый ряд лиц и сюжетов. Основой иконографии праздничка является рассказ о преображении Христа на горе Фавор.
Центром иконы является Иисус Христос, стоящий на горе в Собственной преображенной Божественной славе. Белизна одежд Христа подчеркивается мандорлой – темным овалом либо кругом. В данной нам композиции есть и символический смысл – Господь изображается как просфора на дискосе во время Божественной литургии.
По сторонам от Христа пишутся пророки Моисей и Илия, на остальных типах икон также добавляются фигуры ангелов и архангелов. Символический смысл изображения пророков – образы священника и диакона, сослужащих Господу во время Литургии.
В срединной части иконы, по сторонам от горы, изображаются два отдельных сюжета: справа – Христос всходит на Фавор с учениками, слева – сходит с ними с горы опосля Собственного преображения. В нижней части вида пишутся апостолы, павшие лицами вниз у подножия горы.
Этот сюжет также основан на свидетельстве Евангелия: услышав голос Бога Отца с неба и увидев Христа во славе, бывшие с Ним ученики – Петр, Иаков и Иоанн – пали ниц. На неких иконах апостол Петр может иметь удовлетворенное выражение лица в согласовании с его словами: «Равви! отлично нам тут быть».
На иконе также могут быть изображены фигуры пророка Моисея, восстающего из гроба, и пророка Илии, летящего на облаке. В таком случае Моисей символизирует мир погибших, а Илия – мир {живых}, очевидцев преображения Отпрыска Божия (ведь в Ветхом Завете сказано, что Илия не погиб, а был {живым} взят на небо).
Молитва в праздник Преображения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа
«Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде выполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду людскому Для себя умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Для себя, послушлив бысть даже до погибели. Обаче до этого Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Собственной пред святыми Твоими ученики и Апостолы, не много скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и погибели предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Дари же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, незапятнанным сердечком и нескверными мозги взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже голос чист празднующих, голос несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем деньки Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Для тебя благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом сейчас и присно и во веки веков».
© vedmochka.net