В Пасхе есть много интересного — от весенней обстановки с только что распустившимися цветами до веселых пасхальных традиций, таких как охота за яйцами и пасхальные…
Крещение Господне или Богоявление 19 января 2023
Праздник Крещения Господня (Святое Богоявление) в 2023 году церковь отмечает 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю). Этот церковный праздничек относится к двунадесятым непереходящим и отмечается в один и этот же денек из года в год.
Праздничек Богоявления припоминает нам о крещении Господа Иисуса Христа в реке Иордан перед Его выходом на проповедь Евангелия. Он посвящен также явлению людям Пресвятой Троицы во всей полноте и доступных для осознания видах: Бога Отца — как гласа с небес, Бога Духа Святого — в виде голубя, Бога Отпрыска — в личности Иисуса Христа.
История Крещения и Богоявления начинается с выхода Иоанна Предтечи, который по материнской полосы был родственником Господа (в родстве были Дева Мария и мама пророка — Елизавета), на служение. До собственного явления людям пророк Иоанн подвизался в пустыне, где вел серьезный стиль жизни — носил грубую одежку из верблюжьей шкуры, не пил вина, питался лишь одичавшим медом и акридами (родом большой саранчи, которую обычно считают едой аскетов).
Когда ему исполнилось 30 лет, Иоанн вышел на проповедь, в какой призывал люд Израиля раскаяться в собственных грехах (до этого всего в язычестве) и креститься в символ покаяния в водах реки Иордан. Но основное, к чему он призывал людей, — быть готовыми к приходу обещанного Богом Мессии. Таковым образом, служение пророка Иоанна было изготовлением к служению Господа Иисуса Христа — конкретно потому его именуют Предтечей Господа.
Как докладывает нам Священное Писание, в тот момент, когда Иоанн крестил людей в Иордане, туда пришел и Господь. Евангелие от Иоанна именует пространство, где это случилось, Вифаварой. Видя Спасателя, который пришел на реку, Иоанн Предтеча произнес бывшим при нем людям: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Этими словами он пророчествовал о настоящем назначении Иисуса Христа — пострадать за грехи мира, также указал на Его Божественную природу и скорое спасение людей.
Христос пришел к Иордану для того, чтоб так же, как и другие приходившие, креститься от руки пророка. Для чего же же было нужно креститься Господу, Который был воплощенным Богом и не имел на Для себя греха? Ведь этому желанию Иисуса Христа опешил и сам Иоанн Предтеча, который задал вопрос Его: «мне нужно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Спасатель дал ответ последующее: «оставь сейчас, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».
В этих словах Христа можно выделить несколько принципиальных моментов. Во-1-х, Иисус Христос, как рожденный в среде народа избранного, был должен исполнить весь закон, данный людям от Бога, другими словами воплотить в Для себя весь Ветхий Завет. Во-2-х, не имея ни 1-го греха, Господь отождествляет Себя с грешниками, тем делая Крещение началом Собственного искупительного крестного пути. В-3-х, Крещение в Иордане сделалось знаком того, что спасение человека и Королевство Небесное, которое предвозвещали ветхозаветные пророки, уже приблизилось. Сейчас собственный шаг навстречу должны были сделать сами люди.
Опосля ответа Господа Иоанн крестил Его в водах Иордана через омовение и возложение рук. В старом Израиле омовение в проточной воде было знаком очищения от совершенного греха, отрицанием греха, обещанием начать новейшую жизнь. Конкретно потому таковым методом крестил людей и пророк Иоанн.
И вот, в тот момент, когда Христос помолился и стал выходить из воды, вышло расчудесное событие — в видимых и доступных для осознания видах людям явилась вся Пресвятая Троица: Бог Отец в виде голоса из отверзшихся небес, Бог Дух Святой в виде голубя, а Бог Отпрыск уже был явлен в личности Иисуса Христа.
Глас Бога Отца возвестил выполнение ветхозаветного обета о приходе в мир Мессии: «Сей есть Отпрыск Мой любимый, в Котором Мое благоволение». Этих слов весь мир ожидал с момента финала первых людей — Адама и Евы — из рая. Они означали, что Тот, Кто был обещан Богом, уже явился в мир и сейчас выходил на Свое служение.
Неслучаен был и образ голубя, в каком на Иисуса Христа сошел Бог Дух Святой. Может быть, это было соединено с тем, что со времен праведного Ноя голубь был эмблемой примирения, а именно, Бога и человека. Таковым образом, это был видимый символ того, что с этого момента Бог совсем примирился с населением земли и пришло время возврата людей к собственному Творцу.
Икона Крещение Господне
Иконография праздничка Крещения Господня базирована на тексте Евангелия от Матфея: «Тогда приходит Иисус из Галлилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же задерживал Его и давал информацию: мне нужно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус произнес ему в ответ: оставь сейчас, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увиды Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, голос с небес глаголющий: Сей есть Отпрыск Мой любимый. в Котором Мое благоволение».
Центром иконы является фигура Господа Иисуса Христа, Который пишется препоясанным и стоящим в центре реки Иордан в момент крещения Его пророком Иоанном Предтечей.
Господь изображается в легком развороте и движении — Он делает маленький шаг вперед. Это символическое указание на финал Христа из вод Иордана на служение людям, на проповедь Евангелия.
Слева от Христа изображается пророк и Креститель Господень Иоанн, который стоит на берегу реки. Правой рукою он омывает Христа водой (ложит на Него руку), другими словами совершает тайнодействие крещения.
Справа от Спасателя изображаются склоненные к Нему ангелы, которые являются очевидцами произошедшего. Два ангела употребляют свои облачения как платы, готовые принять Христа от купели крещения.
Событие Богоявления на иконе отображено в тех видах, о которых докладывает Священное Писание: Бога Отца символизирует небосклон в полукруге, от которого исходит «троичный свет», Бога Духа Святого — белоснежный голубь, а Бога Отпрыска (как уже отмечалось) — фигура Иисуса Христа. Таковым образом иконографически передается явление всех Лиц Пресвятой Троицы.
Молитва в праздничек Крещения господня (Богоявления)
«Господи Иисусе Христе, Отпрыску Божий Единородный, от Отца до этого всех век рожденный, Свете от Света, просвещаяй всяческая, в крайняя же лета от Пресвятыя Девы Марии вечно воплощенный и в мир сей на спасение наше пришедый! Ты бо не потерпел еси видети от диавола мучима рода человеча и этого ради в пресветлый денек Богоявления Твоего пришел еси на Иордан ко грешником и мытарем креститися от Иоанна, непорочен сый, да исполниши всякую правду и да возьмеши в водах Иорданских грехи всего мира, яко Агнец Божий, во еже понести я на Для себя и искупити Крещением крестным, пречистою Кровию Твоею. Этого ради погрузившуся Для тебя в водах, отверзошася Для тебя небеса Адамом заключенная и Дух Святый сниде на Тя в виде голубине, просвещение и обожение носяй естеству нашему, и Пребожественный Отец Твой возвести Для тебя небесным гласом благоволение Свое, зане сотворил еси волю Его и человек грехи восприял еси и Для себя на заклание уже предуготовал еси, якоже Сам рекл еси: «Этого ради любит Мя Отец, яко Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю», и тако во всесветлый денек сей, Ты, Господи, положил еси начало искупления нашего от грехопадения прародительскаго. Этого ради вся силы небесныя радуются и вся тварь веселится, чаюше свобождение свое от работы истления, глаголюще: Прииде просвещение, благодать явися, избавление наста, мир просветися и людие радостию исполняются. Да веселится сейчас небо и земля и мир весь да играет; реки да плещут; источницы и озера, пучины и моря да срадуются, яко Божественным Крещением освятися днесь естество их. Да радуются днесь и человеков собори, яко естество их взыде сейчас паки к первому благородию, и вси с радостию да поют: Богоявления время. Приидите на уровне мыслей на Иордан, видение велие в нем узрим: Христос ко Крещению грядет. Христос ко Иордану приходит. Христос наши в воде погребает грехи. Христос овча похищеннаго и заблуждшаго приходит искати и обрете вводит в рай. Этого Божественнаго таинства воспоминание празднующе, усердно молимся Для тебя, Человеколюбче Господи: сподоби нам жаждущим по гласу Твоему приити к Для тебя, Источнику присноживотныя воды, да почерпем воду благодати Твоея и оставления грехов наших и да отвергшеся нечестия и мирских похотей; девственно и девственно, и праведно и благочестно поживем в сегодняшнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы Твоея, Великаго Бога и Спаса нашего, да не от дел наших спасеши нас, но по Твоей милости и по обновлению Святаго Духа Твоего банею пакибытия, Егоже обильно излиял еси, да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем вечныя жизни во Царствии Твоем, идеже со всеми святыми сподоби нам прославити всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом сейчас и присно и во веки веков. Аминь».