Мы желаем, чтоб в доме все было отлично, домочадцы не ссорились и не болели, дом веселил светом и теплом. «Освятите свое жилье!» — дают советы…
Зачем человеку страдания?
«Почему Бог меня наказывает?» «Что я сделал, чтоб так мучиться?» Эти вопросцы часто задают священникам. Понятно, что спрашивают так обычно люди, переживающие какую-то огромную неудачу. Спрашивают с болью и недоумением. Что можно на это ответить?
Скорбь, страдание — это совсем не непременно расправа за грехи. А то было бы очень просто: все праведники жили бы припеваючи, никогда бы не болели и погибали в глубочайшей старости. А люди недостойные, напротив, могли быть хилыми, бедными и длительно не жили. Но ведь ничего подобного не наблюдается! А означает, либо «Нет правды у Бога!», либо она есть, но правда эта еще поглубже и выше, чем способен иногда осознать наш неидеальный рассудок. Для верующего человека приемлемо лишь 2-ое. Не все может разъяснить человечий разум. Любящий Господа и доверяющий Ему при всех лишениях произнесет подобно многострадальному Иову: «Господь отдал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!».
Наказывает ли Бог человека? В слово «наказание» мы вкладываем обычно юридический смысл, а его-то в деяниях Божиих находить не следует. Наказание Божие — следствие нарушения тех законов, на которых строится наше мироздание. Есть законы физические, для всех тривиальные. К примеру, закон всемирною тяготения. Кто будет третировать сиим законом? Кто шагнет с балкона высотного дома, желая походить? Никто. Поэтому что закон тяготения есть, и пренебрежение им наказывается увечьем либо даже гибелью, зависимо от высоты этажа. Законы духовные и нравственные настолько же результативны, но не так явны. Нарушение этих законов разрушает людскую душу, разламывает жизнь, делает нас неспособными принимать в себя благодать Божию, как не способна принимать дождевую воду утоптанная, неразрыхленная земля.
Разницу меж юридическим наказанием и наказанием — следствием греха весьма отлично можно узреть у Достоевского в романе «Грех и наказание». За то, что Раскольников убил старуху-процентщицу, он в конце концов оказывается на каторге. Но разве каторга — то наказание, о котором ведает нам величавый писатель? «Я себя убил, а не старушонку», — гласит злосчастный правонарушитель. Любой наш грех — рана, нанесенная себе. Время от времени это маленькая царапинка, которую можно стремительно залечить молитвенным вздохом. Время от времени не обойтись без исповеди. А иногда нереально возвратить душе здоровье и утолить боль, не проведя ее через очищающие мучения.
Если же гласить о том, кого из людей «наказал» Господь посильнее всех, то, не колеблясь, назовем Человека по имени Иисус. Другими словами Себя Самого. Время от времени творят, что Он пострадал невинно. Это не совершенно так. Вина на Нем была большущая, лишь не Его вина, а наша с вами. И говоря о Его крестных муках, православные молвят не о правосудии, а о исцелении и восстановлении падшей людской природы, о очищении и возрождении каждой души, покаявшейся и уверовавшей во Христа.
Бог есть Любовь, и хоть какое Его действие по отношению к человеку — проявление любви. В том числе и наказание. Смысл его не в мести, а в том, чтоб привести нас ко спасению. «.. .Почти всеми скорбями надлежит нам войти в Королевство Божие», — учили апостолы. Потому, встречаясь в жизни с неудачами, страданиями, несчастьями, не будем строить гипотез о том, за что либо почему такое случилось. Тут мы рискуем очень нагрешить, приписывая Богу свои собственные измышления. Самый верный ответ на все эти вопросцы: «Не понимаю». Но зато понимаю, куда ведет меня Господь. И если путь в Королевство лежит через тернии, то да будут благословенны эти тернии.
© vedmochka.net