Смоленская икона Божией Матери

Смоленская икона Божией Матери

[Показать]

    • Иконография Смоленской иконы Богородицы
    • Чтимые и чудотворные списки Смоленской иконы Богородицы
      • СВЯТО-УСПЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ГОРОДА СМОЛЕНСКА
      • ХРАМ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НА СМОЛЕНСКОМ КЛАДБИЩЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
      • ХРАМ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ОРЛЕ
      • ХРАМ ПРПЕПОДОБНОГО ФЕОДОРА СТУДИТА (СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ) У НИКИТСКИХ ВОРОТ В МОСКВЕ
    • Молитва перед Смоленской иконой Божией Матери

Икона Божией Матери «Смоленская», по преданию, написанная святым евангелистом Лукой, с самого начала была увенчана королевской славой. Будучи чтимой иконой в доме византийских царей, в этом же статусе она попала на Русь и стала родовой иконой российских князей. Но Своим добросовестным Смоленским образом Божия Матерь оказала помощь не только лишь сударям, да и всему русскому народу.

Дата празднования Смоленской иконы Богородицы — 10 августа

Смоленской иконе молятся о сохранении Рф от иноплеменных; от ересей и расколов; о возвращении заблуждших о исцелении слепоты телесной и духовной; о помощи в скорби и печали; о освобождении из плена.

В отличие от образов Пресвятой Богородицы, которые были явлены расчудесным образом, Смоленская икона Божией Матери имеет полностью земную историю происхождения. Но и этот образ прославился почти всеми чудесами и помощью людям. Как говорит предание Церкви, святой апостол Лука написал несколько образов Пресвятой Богородицы, в том числе и тот, который потом получил заглавие «Смоленская». Считается, что сначало она пребывала в Иерусалиме, но позже была перенесена в Константинополь. Вначале она называлась Одигитрией, другими словами «Путеводительницей» (в предстоящем это наименование получил целый ряд Богородичных икон). По одной из версий, свое заглавие икона обрела тогда, когда Пресвятая Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в Собственный храм; придя туда, они сходу же исцелились. По иной версии, Одигитрией икону окрестили поэтому, что она аккомпанировала византийских царей в их боевых походах.

Есть и другие версии происхождения этого наименования. В 1046 году византийский правитель Константин Мономах Порфирородный благословил данной для нас иконой свою дочь Анну, которую выдал замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Отныне икона Пречистой Богородицы становится родовым образом российских князей. В XII веке отпрыск князя Всеволода и княгини Анны, Владимир Мономах, переносит икону в Смоленск, где ставит ее в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы в мае 1101 года. Фактически, отныне икона и получает наименование Смоленской.

В 1237 году, когда на Русь пришли полчища татаро-монголов во главе с ханом Батыем, икона явила себя как чудотворная. Так, когда в 1239 году отряды хана Батыя подошли к Смоленску, по молитвам обитателей к виду Смоленской иконы Божией Матери вышло волшебство – объятые страхом от явления им Самой Богородицы войска татаро-монголов отступили от городка. Понятно, что Смоленскую икону Божией Матери весьма чтил Преподобный Сергий Радонежский, а в его келье был перечень с данной для нас иконы. В XIV столетии, в первый раз со денька принесения в Смоленск, икона покидает город – ее переносят в Москву. Кто и по какому поводу перенес икону в Москву, достоверно непонятно – на этот счет есть несколько версий. Так, по одной из их, крайний князь Смоленский, изгнанный из городка в 1404 году литовским князем Витовтом, прибыл в Москву, куда и привез икону вкупе с иными артефактами. На новеньком месте чудотворный образ расположили «в кремлевской церкви Благовещения», другими словами в Благовещенском соборе Столичного Кремля, справа от королевских ворот.

Но в Москве икона пребывала недолго: уже в последующем, XV, веке горожане решили обратиться к величавому князю Василию Темному с просьбой возвратить образ в Смоленск. Для этого в 1456 году в Москву прибыл смоленский епископ Мисаил. Князь отдал свое разрешение на возвращение чудотворного вида, и с сиим связан очередной принципиальный момент. Дело в том, что икону вынесли из Москвы с крестным ходом и аккомпанировали ее в протяжении 2-ух верст. В честь возврата Смоленска под власть российских князей величавым князем Василием III на месте расставания москвичей с иконой был основан в 1524 году Новодевичий монастырь. В новоустроенной обители был поставлен перечень с чудотворного вида Божией Матери «Смоленская» и установлены праздничек и крестный ход в его честь.

Есть сведения, что чудотворный Смоленский образ Божией Матери побывал в Москве очередной раз. В 1666 году его привез архиепископ Смоленский Варсонофий с целью подновить почерневший от времени образ.

Последующие важные действия, связанные со Смоленской иконой Божией Матери, произошли уже сначала XIX века. Во время Российскей войны 1812 года икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским), который доставил ее в Москву. Вначале ее расположили в храме святого Василия Неокесарийского на Тверской-Ямской улице, а в предстоящем перенесли в Успенский собор Кремля (перенесение это возглавил преосвященный владыка Августин). По дошедшим до нас сведениям, в самый денек Бородинского схватки – 26 августа (7 сентября) – владыка Августин вкупе с грузинскими епископами Ионой и Пафнутием с крестным ходом пронес Смоленскую икону Божией Матери вокруг Белоснежного городка, Китай-города и Кремля.

Когда войска Наполеона были изгнаны из Рф, икона была возвращена в Смоленск, где пребывала прямо до 1941 года. С пришествием Величавой Российскей войны следы старого чудотворного вида, к огорчению, теряются. Не исключено, что чудотворный образ поделил участь почти всех православных святынь, которые в те годы массово вывозились германцами из Рф. Часть из их пропала безо всяких следов, а часть попала в разные личные коллекции. Так либо по другому, память о Смоленской иконе Божией Матери, также чудотворные списки с нее остались с православными христианами нашей страны навечно.

Иконография Смоленской иконы Богородицы

Смоленская икона Божией Матери

Богословским планом данного вида было изобразить Матерь Божию как нашу Заступницу перед Христом и Водительницу к Нему.

  • Изображение Богородицы поясное, Богомладенца Христа – в полный рост.
  • На ряде списков Смоленской иконы справа и слева от вида Богородицы с Христом или вверху изображаются фигуры архангелов Миши и Гавриила. Главы их склонены в поклоне по направлению к центральному изображению вида – это знак смирения, любви, служения, к которому призван весь ангельский мир.
  • Центр иконы – взоры Божией Матери и Иисуса Христа – обращены на молящегося, что в соединении с минимумом динамики в виде помогает человеку сконцентрироваться на главном действе – молитве.
  • Богомладенец Иисус Христос в левой руке держит свернутый свиток – знак той благой вести, Евангелия, которое Он принес в мир. Правая рука Малыша Христа ориентирована к Его Матери. Таковым образом, на иконе изображено незаконченное движение – Матерь Божия протягивает Свою руку ко Христу, а Господь – к Ней. Все это символизирует неизменное рвение человека к Богу и встречное движение, которое характеризуется основным христианским чувством – любовью. Сразу с сиим движение правой руки Богомладенца – это и благословляющий жест.
  • Левой рукою Матерь Божия поддерживает Богомладенца Христа, а правой указует молящимся на Него как на обетованного миру Спасателя.

Чтимые и чудотворные списки Смоленской иконы Богородицы

Невзирая на то, что старый чудотворный образ Божией Матери «Смоленская» утерян, в Рф имеется много его чтимых списков. Поведаем о том, где сейчас находятся некие из их.

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ГОРОДА СМОЛЕНСКА

В этом соборе находится один из чтимых списков Смоленской иконы Божией Матери, а ранее тут хранился сам старый образ, который был утерян в годы Величавой Российскей войны. В соборе имеется два престола. Основной из их освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, 2-ой, придельный – во имя Смоленской иконы Божией Матери.

ХРАМ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НА СМОЛЕНСКОМ КЛАДБИЩЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В этом храме также имеется чтимый образ Смоленской иконы Божией Матери, в честь которой освящен основной придел. По преданию, во время строительства этого храма к нему носила кирпичи святая блаженная Ксюша Петербургская, в честь которой освящен южный придел. Северный освящен в честь иконы Божией Матери «Достойно есть».

ХРАМ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ОРЛЕ

Храм, в каком хранится чтимый перечень иконы Божией Матери «Одигитрия», был заложен жителями Стрелецкой слободы в 1767 году. Благословил люд на возведение храма епископ Севский и Брянский Тихон (Якубовский).

ХРАМ ПРПЕПОДОБНОГО ФЕОДОРА СТУДИТА (СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ) У НИКИТСКИХ ВОРОТ В МОСКВЕ

Основной придел освящен в честь Смоленской ико- ны, 2-ой – в честь преподобного Феодора Студита. Отличительной индивидуальностью храма будет то, что это был приходской храм А. В. Суворова. 

Молитва перед Смоленской иконой Божией Матери

Смоленская икона Божией Матери

© vedmochka.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *