Ысыах — история, традиции

Ысыах - история, традиции

[Показать]

    • Ритуалы древнейшие и современные
    • Состязания
    • Ысыах — праздничек «большенный родни»

Климат Сибири так жесток, что самой большенный радостью для народов, населяющих ее, постоянно было начало теплых солнечных дней. Потому во 2-ой половине июня они отмечают не только лишь праздничек солнца, да и начало новейшего года.

Ни один этнограф не возьмется сказать, когда люд саха (якуты) в первый раз отпраздновал Ысыах. Истоки торжества теряются где-то в древности. Если веровать легендам, прародитель якутов — Эллэй Боотур — сначала лета собирал весь люд от мала до велика есть мясо, пить молоко и кумыс, водить хороводы и встречать солнце, дарящее людям жизнь. Время для праздничка он избрал не случаем: это был период массового приплода скота, обильные деньки, когда любому доставалось еды в излишке. Не считая того, Ысыах означал возрождение природы и восстановление человечьих сил опосля северной зимы. В древности праздничек продолжался 10 дней и ночей, и любой денек Эллэй повторял: «Пусть такой будет удел наших малышей!» Так он желал всему народу саха нескончаемого благоденствия, здоровья и веселья.

Миновали столетия, но, как ни умопомрачительно, и в наши деньки Ысыах остался прежним. Сибиряки не растеряли ни единой мелочи из ритуалов и обычаев старого праздничка, и всякий, кто желает в этом убедиться, может приехать в Якутию и узреть все своими очами.

Пригодным местом для проведения торжества числятся широкие поляны, на которых подросла свежайшая травка. Их обычно окружают рядами юных березок, призванных отпугнуть из окрестности злых духов. Чем больше место — тем лучше, тогда там могут свободно поместиться все гости.

Так как саха — люд-кочевник, особенным почтением у него пользуется все, связанное с коневодством. Вот и в деньки Ысыаха в самом центре торжественного круга устанавливают символическую коновязь — сэргэ. Верх ее венчает резная лошадиная голова, и весь столб покрывает необычная резьба. Чтоб «небесные кобылицы» были благорасположенны к людям и исполняли их просьбы, сэргэ украшают еще цветными лентами — саламой. Столб коновязи представляет собой воплощение мирового древа с его 3-мя мирами, по другому говоря — маленькую модель мироздания, которая передает благодать 9 божественных небес всем участникам торжества. Чтоб получить часть данной для нас благодати в личное использование, полагается дотронуться до каждой из восьми сторон сэргэ либо попеременно прислониться к ним. Исполнившего ритуал боги одаривают силой, здоровьем и благополучием. А вблизи от коновязи устраивают разновидность языческого капища — круг тюсюлгэ, добавочно огражденный лентами, переплетенными с берестой. В центре капища размещается алтарь в виде малеханькой урасы — старого якутского жилья (шалаша, крытого берестой). Около алтаря дамы расставляют наилучшую посуду, заполненную кумысом — напитком из кобыльего молока.

Ритуалы древнейшие и современные

Опосля того как торжественная поляна обретает подабающий вид, настает время выполнения ритуалов Ысыаха. Основным из их постоянно был Кюн Керсютэ — встреча восходящего солнца в денек летнего солнцестояния. Возникновение над землей могущественного светила считается чудом, равного которому нет в людском мире. Люди не дремлют всю ночь, чтоб первыми узреть солнце и зарядиться его сильной энергией на целый год вперед.

На сложенном из камешков костровище готовится обрядовый костер. Но еще до того как шаман подожжет его, вокруг сооружения проводят наилучшего коня, а дамы в это время окуривают место дымом от пылающего конского навоза. Ритуальный дым должен добиться всех 9 небес и призвать милость бога Юрюнг айыы тойона, создавшего некогда люд саха, их землю и их жеребцов.

Потом шаман алгысчыт (с якутского «благопожелатель») разводит костер и обращается к людям с приветствием и хорошими словами. Любопытно, что шаман не ограничивается формальным пожеланием «всего неплохого»: он тщательно перечисляет все нужное людям для счастья, от здоровых, прекрасных и умных малышей до благополучия и достатка в семьях и даже плодовитого скота.«Осчастливив» гостей торжества, шаман начинает торжественно произносить уруй-айхал — ритуальные слова приветствия солнцу, которые за ним хором повторяют все присутствующие. И чуть из-за горизонта появляются 1-ые солнечные лучи, все протягивают к ним ладошки, что-бы получить благословение от «небесного огня».

Встретив восход солнца, все до 1-го участники Ысыаха пускаются в пляс. Народный танец — хоровод осуохай — символизирует неразрывный круг жизни, природу, которая погибает, но постоянно возрождается вновь. Танцующие двигаются посолонь (по ходу солнца), как как будто замыкают круг времени и места. В осуохае пляшет такое огромное количество людей, что в 2012 году якутский обрядовый хоровод угодил в Книжку рекордов Гиннесса как самый массовый народный танец в мире. И логично: сразу в нем кружились наиболее 15 тыщ человек.

У тех, кого заморила пляска, есть возможность перевести дух, слушая олонхосутов — рассказчиков старого эпоса олонхо. Подобно русским былинам песни олонхо передавались народом Саха из уст в уста и были записаны только в 20 веке. Эта «энциклопедия якутской жизни» в устах опытнейшего рассказчика смотрится как целый спектакль: главный текст произносится речитативом, а речь от лица героев поется, да к тому же на различные голоса. Олонхосуты постоянно были вожделенными гостями на Ысыахе, и если их собиралось довольно, меж ними проводили состязания в мастерстве. Буквально так же они состязаются меж собой и на современных «солнечных праздничках».

Состязания

Но поединком сказителей олонхо программка торжественных соревнований не ограничивается. Для желающих показать окружающим свою силу и ловкость проводят спортивные состязания, как и сам праздничек, имеющие давнишнюю историю. В один прекрасный момент вождь саха по имени Дыгын собрался сделать свое племя самым могучим и непобедимым посреди соседей. Когда настало время Ысыаха, он созвал на него самых достойных боотуров (богатырей) и предложил им сразиться меж собой, чтоб выяснить, кто может считаться самым величавым и опытным воякой. Мысль старого вождя благополучно дожила до наших дней: до сего времени на любом праздничке солнца проводятся «игры Дыгына», фавориты которых получают всеобщий почет и почтение.

Виды состязаний весьма многообразны, некие из их можно повстречать лишь в Якутии, а остальные напоминают спортивные занятия, всераспространенные во всем мире. Якутская борьба хапсагай, к примеру, весьма припоминает свободную борьбу. Задачка бойца заключается в том, чтоб хоть какой ценой устоять на ногах — чуть он касается земли иной частью тела, как бой им проигран. Зато прыжками через нарты люди занимаются лишь в северных краях. Для этого зрелищного соревнования в ряд выстраивают 10 нарт на маленьком расстоянии друг от друга. Участники должны прыгать попеременно через все нарты, делая поворот опосля всякого прыжка. Стоит кому-то из спортсменов сбиться с ритма либо двинуть нарты, как его снимают с соревнования. Состязаются на Ысыахе также в прыжках на одной ноге, скачках, стрельбе из лука и почти всех остальных видах обычных поединков.

Для тех, кто не дружит со спортом, на праздничке также найдется занятие: они могут принять роль в шуточных конкурсах для обжор. Одолевает в их тот, кто сумеет больше всех съесть мяса либо испить кумыса — считается, что чем больше еды расположит в свою утробу фаворит, тем больше счастья ждет его в ближнем году. И в чем бы ни состязались гости праздничка, всех поддерживают их семьи, которые в Якутии весьма многочисленны и близки меж собой.

Ысыах — праздничек «большенный родни»

Совершенно Ысыах постоянно был сначала семейным праздничком. На него приглашалась ближняя и далекая родня из всех улусов (районов), собравшиеся родственники много общались меж собой, гласили о прошедшем и будущем. Старики давали свое благословение молодежи. А юные люди получали возможность присмотреть для себя пару для сотворения семьи.

Современный праздничек солнца собирает со всей Якутии до 200 тыщ человек, почти все из которых находятся в родстве меж собой. Подготовка к торжеств в каждой семье начинается за длительное время до его начала. По всей республике дамы готовят народные кушанья и напитки: кумыс и быппах (забродивший с дрожжами напиток), суорат (простоквашу), вяленое мясо, хаан (кровяную колбасу) и остальные блюда. Не считая того, для праздничка они шьют национальную одежку — лучшим нарядом для него по сей денек считается народное платьице саха, которое дамы дополняют серебряными украшениями. Илин кэбисэр — нагрудное колье — девченки получают в подарок в 5 лет, и потом к нему равномерно добавляются все новейшие детали, любая из которых имеет собственный особенный умысел.

Деньки Ысыаха даруют любому, кто воспринимает в нем роль, удовлетворенность и энергию на целый год. Полнее всего этот дар отражает заклинание шамана-алгысчыта: «Пусть голодный .насытится, обедневший — получи! помощь, погибающий — спасется, нездоровому мамой станьте, больному папой станьте, малышей в колыбелях нарожайте, 10 улусов размножьте, живите счастливо с солнечной стороны друг дружку».

© vedmochka.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *