В Пасхе есть много интересного — от весенней обстановки с только что распустившимися цветами до веселых пасхальных традиций, таких как охота за яйцами и пасхальные…
Традиции Рождества — Рождественский вертеп 2023
Есть красивая древная традиция — под Рождество ставить в доме вертеп. Это модель Вифлеемской пещеры с куколками снутри. Кто-то покупает его в магазине либо на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам.
В Европе эта традиция никогда не прерывалась, ей уже много веков. В Рф вертепы был популярны до революции. Но с 1917 года началась антирелигиозная пропаганда и первыми под удар попали традиции и ритуалы, связанные конкретно с Рождеством. Как досадно бы это не звучало, почти все из их были позабыты на почти все годы. Возрождение вертепа приходится на 1980-е годы. Идейный прессинг ослаб, и у фольклористов возникла возможность открыто заняться исследованием классической народной и религиозной культуры.
Что такое вертеп
Вертепы бывают различные. В тех, что устанавливают дома, почаще всего можно узреть фигуры Малыша Христа, Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов, волхвов и звериных. В храмах мастерят вертепы из еловых ветвей — типичный шатер. Его устанавливают над торжественной иконой Рождества, и все, кто подступает поклониться иконе, оказываются таковым образом снутри рождественской пещеры. А в самых прохладных регионах, к примеру, в Якутии, на городских площадях и у церквей можно узреть весьма прекрасные вертепы изо льда.
Вертеп в переводе со старославянского — пещера. Обычно, так именуют ту единственную пещеру, в какой родился Христос. Пещера Рождества, либо Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Пространство рождения Спасателя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Тут родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплятся шестнадцать лампад. А чуток поодаль находится Придел яслей — пространство, куда Дева Мария положила Христа опосля рождения. Сами Ясли — кормушка для домашних питомцев, которую Богородица употребляла в качестве колыбельки, была вывезена в 7 веке в Рим как величавая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором. Этот Вертеп и стал первообразом для всех следующих, сделанных искусством людей.
Прошло время, и вот из-под рук мастеров стали выходить вертепы древесные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Неповторимые и незамудреные, огромные и мелкие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасателя, были собственного рода Библией для безграмотных. Возникновение таковых панорам некие ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о праздничке он сделал живую «установку» вертепа (по-итальянски — «презепе», «ясли»). С того времени не только лишь в Италии, да и во всей Европе и в почти всех странах мира существует традиция устанавливать вертепы в церквях и домах верующих.
Образы Малыша Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях часто переносят зрителя из старой Иудеи в реалии современных городов. К слову, в итальянском Неаполе есть целая улица, на которой и на данный момент располагаются бессчетные вертепные мастерские. В Рф, естественно же, имели пространство и презепе. Но наиболее популярны были вертепы театральные — недлинные кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались древесные двух- либо трех- этажные переносные ящики-домики, где, фактически, и разыгрывался спектакль. Публике демонстрировали сцены из Священного Писания — рождественскую мистерию. При этом рождественскую драму демонстрировали не только лишь в светских домах, да и в домах священников. А к концу 18 века в Петербурге сложилась династия вертепщиков — семья Колосовых, в протяжении практически целого столетия хранивших традиции выполнения спектаклей.
Расцвет вертепов пришелся на 19 век, когда они стали популярны не только лишь в центральной Рф, да и в Сибири. Прямо до конца столетия вертеп странствовал по городкам и селам, вкупе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с библейским сюжетом в светское народное представление. Вертеп стал состоять из 2-ух частей: рождественской мистерии и развеселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались наиболее значимы, чем действия «горнего яруса». Вертепщики же стали носить расчудесный ящик по ярмаркам не только лишь на Святки, но прогуливались с ним прямо до Масленицы. Понятно, что некие артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку, которая раскрывалась… 15 июля!
Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вослед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и обычная Елка,оказались под серьезным запретом. Скоро были утрачены тексты вертепных спектаклей и позабыты секреты вождения кукол. Лишь в 1980 году Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского занялся восстановлением обычного вертепа. Покровский обратился за помощью к известному исследователю кукольного театра режиссеру Виктору Новацкому.
Фольклорист исследовал белорусский, украинский и российский вер-тепы, кропотливо изучил вертепные ящики в Театре имени Сергея Примерна, в Бахрушинском музее. Собирая по частицам элементы вертепной традиции, выявляя соответствующие индивидуальности отдельных вертепов, Новацкий отреставрировал текст представления и «воскресил» рождественских кукол. Его вариант действа стал прототипом.
Как устроен вертеп
Устройство вертепа весьма любопытно. В ящике-домике, живописно увенчанном изнутри, есть особые прорези для вождения кукол. Перебегать с 1-го этажа на иной куколкам недозволено. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со Святым Семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода. В данной нам же части в наиболее поздние времена показывались сатирические сценки и комедии. Но вертеп — это не попросту магический ящик, это малая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж), и ад — дырка, куда проваливается Ирод. В зимнюю пору вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, демонстрировали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, загорались свечки, и притча начиналась.
Традиционная «труппа» вертепа — Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три Царя-волхва, Ирод, Рахиль, Боец, Черт, Погибель и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечки на вертепе перед представлением. Любая куколка крепилась на штыре, за который снизу, как за ручку, может взяться кукловод и передвигать ее по особым щелям в полу сцены. Малыш в вертепе, обычно, — туго скрученный жгутик из белоснежной материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух, — кучерявый комочек пряжи. Обычно,герои в вертепе древесные либо тряпичные, из обычного дешевенького материала — их просто смастерить, просто переносить.
Но посреди вертепщиков было неписаное правило: куколка, изображающая Богородицу, обязана быть изготовлена по другому, нежели все другие, как как будто ее мастерил иной живописец. Потому образы Богородицы и Спасателя создавались мастерами-вертепщиками с особенной тщательностью. Время от времени заместо куколки Божьей Мамы ставили икону.
Сценарий Рождественского вертепа
В базе вертепного представления лежит сюжет о приходе на землю Спасателя. Ангел возвещает о рождении Бога. Новорожденному Малышу приходят поклониться Пастух, три Волхва. Крайние говорят о встрече с Иродом, которому они сказали о рождении грядущего величавого Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтоб они «не прогуливались к Ироду», не выдавали ему Христа (Ирод опасается, что родившийся Правитель отнимет у него власть). Разъяренный Ирод повелевает Вояке «избить малышей» в Вифлееме. К нему приходит Рахиль, умоляя не убивать ее чадо: «Голос в Раме слышен, плач и рыдание, и крик величавый; Рахиль рыдает о детях собственных и не желает утешиться, ибо их нет». Но Ирод глух к ее мольбам. Ангел утешает Рахиль. К Ироду же приходит Погибель, он просит у нее отсрочки, но Погибель зовет Черта, и тот утаскивает Ирода в преисподнюю.Во 2-ой части представления показываются бытовые сценки, потом герои «прощаются» со зрителями.
Как пишет исследователь традиции вертепа Борис Голдовский, музыка в обоих действиях спектакля представления была не наименее принципиальна, чем текст. Она постоянно давала весьма четкие свойства героям и насыщала само представление праздничком. В особенности популярны были канты, в каких соединялись народные песни и светские танцевальные мелодии.
Вертеп был и остается одной из возлюбленных традиций празднования Рождества. И каким бы он ни был, статичным, механическим либо даже {живым}, с ролью актеров-людей, для зрителя он, до этого всего, — расчудесный символ, указывающий на ту, Вифлеемскую, пещеру.