
В Пасхе есть много интересного — от весенней обстановки с только что распустившимися цветами до веселых пасхальных традиций, таких как охота за яйцами и пасхальные…
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечают 14 октября, или просто Покров, как его называют в народе, в христианском календаре появился в память о чудесном явлении Богородицы у стен Царьграда, окруженного сарацинами. Покрыв город своим плащом- омофором, Пречистая Дева спасла город от разорения. Давайте узнаем, как отмечали этот праздник наши предки и какие обычаи сохранились до наших времен.
Содержание
В славянском календаре праздник имеет еще более давнюю историю — в языческие времена этот день отмечали как встречу осени с зимой. Свидетельством грядущих зимних холодов был иней, который покрывал землю.
К Покрову заканчивались все полевые работы, начинали свой труд пряхи и ткачихи. Считалось, что на Покров домовой укладывается спать. Крестьяне конопатили и протапливали избы и просили домового хранить тепло в доме до самой весны.
Чтобы жилище не остывало, проводили ритуал, который назывался запеканием углов. Старшая в семье женщина пекла маленькие блины и первый блин делила на 4 части. Их клали в углах горницы в качестве угощения для домового, полагая, что отведав блинов, он будет сытым и смирным.
Домашний скот переводили в теплый хлев, и чтобы животные могли пережить долгую зиму и не погибнуть в период бескормицы, их «закармливали» — давали сноп, сжатый с овсяного поля самым последним. Женщины выходили во двор и обращались к дворовому — духу хлева — с просьбой позаботиться о скотине.
Крестьяне верили, что с Покрова по лесам прекращает разгуливать леший. Прощаясь с вольной жизнью, лесной дух озорничает — ломает деревья, выдергивает с корнями кусты, гонит зверей в норы, — после чего исчезает под землей и мирно спит там до самой весны. На Покров леший так громко воет, что люди боятся даже приближаться к лесу.
Покров, который в народе часто называли свадебником, — девичий праздник. В этот день девушки просят Богородицу послать им жениха: «Покров, покров, покрой мою головушку кокошником жемчужным!» или «Снежок белый поля покрывает, меня, девицу, замуж наряжает». Чтобы выйти замуж, обращались и к Параскеве Пятнице: «Матушка Параскева, добрая Пятница, покрой мне голову скорее!» (замужние женщины ходили на людях с покрытой головой).
Девушки верили: та, что первой поставит в церкви свечку на Покров, раньше других выйдет замуж. Поэтому каждая старалась проснуться как можно раньше, чтобы первой переступить порог храма, поставить свечу и во время литургии помолиться о скором замужестве.
Накануне Покрова девушки надевали поношенную одежду, взятую у старых бабушек, зато на следующий день доставали из сундуков лучшие наряды и шли в церковь, а затем в гости. Девушкам было принято дарить куриные яйца. Молодые замужние женщины накануне праздника жгли в овинах старую постель из соломы для того, чтобы защититься от стаза. А старухи бросали в огонь изношенные лапти, полагая, что это «прибавит им ходу на зиму». Перед Покровом матери ставили детей на порог и поливали водой через решето, чтобы ребята зимой не болели простудой.
В понимании крестьян образ христианской Богоматери слился с представлением о языческом женском божестве, которое покровительствовало домашнему очагу и его хранительницам — девушкам и женщинам. Помощи от Богородицы на Покров ждали не только женщины, но и все крестьяне. Люди верили, что в этот день Пресвятая Дева сходит с небес, чтобы проверить, весь ли урожай на полях собран, и помочь бедным, больным и немощным. Говорили: «Покров-батюшка, покрой дом теплом, а нас одари добром».
С погодой на Покров связано множество свадебных примет.
Этот праздник молодежь отмечала обильной трапезой, на которой главным блюдом был вареный петух. После праздничного застолья девушки и парни с песнями ходили по деревне. На Покров молодожены укладывались на ночь на ржаных снопах, количество которых должно было быть нечетным (желательно 21). Считалось, что благодаря этому ритуалу молодые будут жить в достатке.
На Покров поминали «родителей» — предков, считавшихся покровителями и защитниками семьи. Им подносили первый блин, который клали на божницу — полку с иконами. Крестьяне верили, что это поможет семье пережить трудную и долгую зиму.
С Покрова начинались зимние посиделки, на которых молодые люди присматривали себе пару. Этот день открывал период осенних свадеб, продолжавшийся до Филиппова дня 27 ноября (14 ноября по старому стилю). Считалось, что если свадьба сыграна на Покров, семья будет крепкой.
На Покров примечали зимнюю погоду:
На Покров нужно пойти в церковь, зажечь свечу перед иконой Покрова Пресвятой Богородицы и прошептать: «Покров, Матушка Богородица, покрой мою голову кокошником жемчужным». Ночью приснится суженый.
Чтобы приснился жених, можно также перед сном произнести: «Заря-заряница, красная девица, Матушка Богородица! Покрой мои недуги и скорби своим покрывалом! Пошли мне жениха».
Накануне Покрова девушки пекли ржаной хлеб, брали пучок льна и трепали его. Вечером хлеб и лен несли в овин и клали на жерди, предназначенные для сушки снопов, со словами:
«Суженый мой, ряженый, приходи скорей, в окошке покажись, передо мной появись!».
Затем возвращались домой и ложились спать. Суженый являлся во сне. Утром хлеб и лен забирали из овина. Если девушка даст милому съесть кусочек этого хлеба, а в карман ему незаметно положит ниточку льна, парень непременно полюбит ее и женится.
Утром на Покров нужно пойти в церковь и поставить свечу.
В гадании участвуют несколько девушек. Отрезать для всех нитки равной длины и одновременно поджечь. Чья нитка сгорит первой, та и выйдет замуж раньше других. Если нить быстро потухла или догорела только до половины, замуж девушка не выйдет.
Кольцо нужно опустить в стакан с водой, а затем вынуть и привязать к нему нитку. Держа за нить, поднести кольцо к руке девушки, которой гадают. Если кольцо вращается по кругу, родится девочка, а если движется подобно маятнику — будет мальчик.
Выложить в миску разные вещи и перемешать. Закрыть таза и взять наугад то, что попалось под руку:
Подойдя к скирде соломы, нужно губами вытянуть из нее соломинку. Если она окажется с колосом, будущая жизнь будет богатой. Если попадется один стебель, без колоска, гадающую ждет бедность.
Загадав желание, в полночь подойти к сараю, в котором перед обмолотом сушатся хлебные снопы, и выкрикнуть свой вопрос. Если в ответ из сарая со скирдами раздастся звук (шевеление, шорох, скрип), загаданное исполнится.
В гадании принимают участие несколько девушек. Пометив луковицы, чтобы не перепутать, их сажают в банки или стаканы с водой. Чья луковица быстрее прорастет, та первой и замуж выйдет.
Во время венчания определяли, кто из супругов дольше проживет на свете. Считалось, что тот из них, чья венчальная свеча обгорела сильнее, умрет первым.
Девушки, которые хотели узнать, будет ли замужняя жизнь обеспеченной, незадолго до полуночи шли к амбару и трижды скакали вокруг него на левой ноге осолонь (против движения солнца), приговаривая:
«Место чертово — черт с тобой!».
Затем нужно было внимательно прислушаться.
После такого гадания нужно было обязательно разворожиться — трижды проскакать вокруг амбара посолонь на правой ноге со словами: «Богово место — Бог с тобой!».