В Пасхе есть много интересного — от весенней обстановки с только что распустившимися цветами до веселых пасхальных традиций, таких как охота за яйцами и пасхальные…
Как отпраздновать Масленицу в 2023 году: славянские традиции и обычаи Сырной недели
Этой зимой традиции празднования Масленицы заинтересовали множество людей. Предлагаю вам узнать, как же действительно отмечали Сырную неделю на Руси, когда будет Масленица в 2023 году и какие традиции этого праздника дошли сохранились до нашего времени.
Масленица в 2023 году начнется в последний день зимы, понедельник 20 февраля, и продлится неделю, до 26 февраля. Много веков это был праздник, посвященный проводам уходящей зимы и приходу солнечного тепла, пробуждению плодородящей силы земли.
Что это за праздник — Масленица
Содержание
Дохристианская Масленица по времени совпала с древнейшими Комоедицами – праздником пробуждения медведя, во время которого исполнялись ритуальные танцы в шубах с вывернутым наружу мехом. Существует предположение об этимологии названия праздника. Именно в это время пробуждался медведь и чтобы как-то подкормить его, люди варили густую кашу из гороха, делали из нее комья и разбрасывали по лесу. Этот праздник олицетворял пробуждение природы от зимней спячки, вселял надежду на обильный урожай своими веселыми песнями, солнечными блинами, обилием угощений, карнавальной обрядностью.
Масленица – это праздник молодых супружеских пар. Повсюду они были желанны: ездили в гости к тестю и теще, показывались народу в лучших нарядах (для этого вставали рядами по обеим сторонам улицы). Их заставляли при всех целоваться. Во многих местах молодоженов, а иногда и девушек на выданье зарывали в снег, в солому или валяли по снегу. Все это делалось для того, чтобы свою плодородящую силу молодые сообщили земле, разбудили ее материнское начало. Особое внимание уделяла теща зятю, поэтому масленичная неделя также называется зятницей. Специально для зятя теща топила баню, готовила все, что повкуснее, и обязательно пекла блины (все-таки именно от зятя зависело количество будущих внуков и их здоровье).
Сочетавшая в себе смертоносные и живительные начала Масленица связана с поминовением родителей. Первый испеченный масленичный блин клали на слуховое оконце – для родителей . Христианство повлияло только на сроки Масленицы, которые колебались в зависимости от Пасхи: ей предшествовал семинедельный Великий Пост, Масленицу праздновали на восьмой предпасхальной неделе. Она вошла в церковный календарь, но никакого христианского содержания присвоить ей не удалось. Более того, церковь безуспешно боролась с обжорством и разгулом накануне поста, когда христианину следовало бы постепенно готовиться к неделям воздержания, смиряя желания, настраиваясь на труд и сдержанное созерцание, работу духа.
То, что праздник дожил до сегодняшнего дня, не будучи приурочен ни к какому либо определенному христианскому, лишний раз доказывает его изначальный масштаб и значение главного ритуального события года.
Масленичные традиции
В этом последнем зимнем празднике, провожающем зиму переплелись традиционные славянские (дохристианские) и христианские обычаи. Например, олицетворение Масленицы соломенным чучелом, сожжение его, бросание в воду, игрища, ряжение принадлежит к древним традиционным (так называемым языческим) обрядам. Тогда как просьба о прощении накануне Великого поста, адресованная как к людям живым, так и ушедшим из этой жизни, относиться к обычаям христианским.
Пограничная сущность Масленицы, отмечавшей собой рубеж зимы и весны и сытой веселой жизни, с одной стороны, и аскетизм, голодание и покаяние Великого поста с другой, превратили ее в один из обрядов устранения отжившего зла и продуцирования плодородия и изобилия, что во время проведения Масленицы, несомненно, способствовало созданию атмосферы праздничного мироощущения.
Сырница была временем, когда все дозволено. Поэтому появлялась возможность для выражения общественного мнения в различных формах: осмеяния существовавших порядков, поведения отдельных личностей. Эротическая окраска многих обрядовых действий и шуток диктовалась их направленностью на повышение плодородия как природы, так и каждого конкретного человека.
Масленица отмечалась практически у всех славянских народов. Ее празднование считалось обязательным: «Хоть себя заложи, а масленицу проводи». В ней принимали участие все жители, независимо от возраста и социального положения, за исключением больных и немощных. Неучастие в масленичном веселье (не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать сладимых яств) могло повлечь за собой, по поверью, жизнь в горькой беде.
Масленица день за днем
Масленица длится шесть дней подряд и завершается Прощеным Воскресеньем. В каждый из дней существуют свои обычаи и традиции, знать которые полезно и интересно. То что со стороны казалось неуправляемым всеобщим весельем и разгулом, изначально было помещено в жесткие рамки: хаотическое начало, на время допущенное в жизнь, строго контролировалось. Каждый из дней масленичной недели имел свое название и ритуальное содержание.
Празднества начинались встречей Масленицы в воскресенье перед масленой неделей. В деревнях, хуторах и станицах этот праздник встречали блинами, которые раскладывали на возвышенные места с призывами: «Приезжай ко мне в гости, Масленица, на широк на двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!»
В городах в этот день на площадях устраивались общественные горы, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами. Первые три дня масленой недели шла подготовка к празднику: привозили дрова для масленичных костров, убирали дома.
Основные празднества приходились на четверг, пятницу, субботу, воскресенье – дни широкой Масленицы. Все масленичные развлечения проходили обычно на улице. В дома заходили только для того, чтобы немного согреться, если было морозно, и угоститься праздничными яствами.
Нарядно одетые девушки, парни, семейные пары, дети, старики и старухи – все высыпали на улицу, участвовали в праздничном гулянии, поздравляли друг друга, шли на ярмарку, где покупали нужные и ненужные вещи, удивлялись чудесам, которые показывали в балаганах – передвижных театрах, радовались кукольным представлениям и медвежьим потехам.
Празднование Масленицы включало в себя такие развлечения, как катание с гор, катание на санях, различные обряды чествования молодоженов, кулачные бои, шествия ряженых, военные игры, как, напри- мер, Взятие снежного городка и т. д. Характерной особенностью масленицы было употребление большого количества жирной пищи, а также пьянящих напитков. Из напитков предпочитали пиво, а из пищи – сметану, творог, сыр, яйца, всевозможные мучные изделия: блины, сырники, лепешки. Преобладание молочной еды обусловливалось церковным запретом на употребление мяса в неделю, предшествовавшую Великому посту.
Понедельник – Встреча Масленицы
В понедельник устраивают грандиозные гулянья, на площади устраивают сожжение огромного чучела и называют этот день днем встреч. На всех городских площадях проходят массовые гулянья, а в царское время сам Царь открывал этот праздник.
В этот день принято ходить к сватам в гости на блины, а невестки должны успеть и по дому помочь, и к родителям успеть приехать заранее, чтобы подсобить с накрыванием на стол. Вообще, на сегодняшний день не до такой степени сохранились множество нюансов масленичных традиций. Например, если молодые живут первый год и это первая совместная Масленица, значит, именно в понедельник с утра должна приехать теща и научить молодую хозяйку делать первоклассные блины. Но, тем не менее, традиции ходить в гости и щедро угощать остались.
Утром в понедельник дети выходят на улицу строить снежные горы. Когда они готовы, сбегают с них и кричат: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!» Встреча оканчивалась кулачным боем. В этот же день с утра приготовляли соломенную куклу – Масленицу, а потом на саночках ввозили на гору с причитанием встречи.
Вторник – Заигрыш
Во вторник принято гулять и веселиться, устраивать массовые игры, петь частушки и разыгрывать друзей. Проводы зимы проходят достойно – на улицах проходят соревнования по лепке снежных замков, конкурсы по строительству ледяных дворцов и всевозможные снежные веселья. Однако не просто так выходит веселиться молодежь – в этот день девчонки на выданье внимательно следят за молодыми холостыми парнями, а парни наблюдают за девицами. Влюбленные пары, которые создаются в этот день, проживут долгую и счастливую супружескую жизнь.
Молодые катались с ледяных гор и здесь же высматривали себе суженных, ели блины, угощались вином, много пели, плясали, состязались в лазании по шесту, проводили кулачные бои. С этого дня начинались хождения ряженых. А еще брали колесо от телеги и наряжали его разноцветными лентами, потом ходили с ним по улице, иногда зажигали и спускали вниз с горы. Когда горящее колесо катилось, то пламя по кругу напоминало приходящее вместе с весной солнце.
Среда – Лакомка
Тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных. Теща рада стараться для зятя и устраивает богатый стол, на котором блины с различными начинками – с икорочкой, вареньем, медом. Стол также должен быть богатым на напитки и другие угощения. В этот день семья собирается за столом, хвалит тещу и ее кулинарные способности. Ребята ходили по домам да масленых блиночков выпрашивали.
Четверг – Широкая Масленица
Масленица набирала полную силу. Начинался масленичный разгул. Все дарят друг другу подарки, а дети спешат колядовать. В городе, правда, уже особо никто не колядует, но в деревнях и селах эта добрая традиция сохранилась. По улицам могут провезти чучело Масленицы, всем напоказ. Чучело делается из всего, что под рукой – соломы, старых вещей, праздничных украшений. На гуляньях нужно активно и весело петь песни, чтобы все в семье было хорошо.
Еще один интересный обряд этого дня – взятие снежного городка. Ребята и девчата делились на две команды. Девушки защищали крепость, а ребята ее штурмовали. Причем в центре крепости стоял столб – центр мирозданья, на нем – колесо–символ солнца. Когда крепость оказывалась захваченной, ребята целовали девчат и тем самым пробуждали в них весеннюю плодородящую силу. Самые ловкие залазили на столб и тем самым провозглашали наступление солнечных дней. То есть взятие снежного городка – игра, условно олицетворяющая борьбу зимы и весны.
В этот день также происходили кулачные бои. Они начинались с утра и продолжались до вечера. Сначала бои сам на сам, а потом уже стена на стену. Возраст участников кулачных боев был самым разным. На городских улицах и площадях проводились маскарады, народ толпился у балаганов, пробиваясь на представления, повсюду звучали выкрики ярмарочных торговцев.
Пятница – Тещины вечерки
Зятья, которые активно угощались блинами у тещ, должны теперь пригласить к себе домой и накрыть стол. Причем, тещу нужно приглашать персонально, и, чем активнее и ласковее зять будет зазывать, тем более любимым он будет. А чтобы все выглядело красиво и празднично, в этот день собирается вся родня обеих сторон, и все видят, как зять встречает и обильно угощает любимую тещу. Неуважение зятя к сему обычаю считалось бесчестием и обидой и поселяло вечную вражду между тещей и зятем (таким образом, выстраивались отношения между вновь приобретенными родственниками, что было важно для дальнейшей жизни всего рода).
Суббота – Золовкины посиделки
Не забывают на Сырной неделе и о золовках. Новобрачная невестка обязана была одаривать своих золовок подарками и угощать блинами и тем самым демонстрировать своё мастерство. В эти дни продолжались игры: Взятие снежной крепости , Вождение медведя, а так же всевозможное ряжение (мужчины переодевались бабами, женщины в мужиков, в порты или юбки рядили даже лошадей, медведей, коз).
В этот день проходит финальное прощание с зимой и все радуются приходу нового посевного сезона.
Воскресенье – Прощенный день
Этот день посвящался проводам зимы. Чучело Масленицы, сделанное из соломы и тряпок, с радостными криками и песнями сжигали, как бы изгоняя царство зимы. В этот день нужно готовиться к Великому Посту и очищать душу и тело. Непременно нужно попросить прощения у всех. Прощение заключалось поцелуем и низким поклоном, говоря при этом: «Прости меня, пожалуй, если в чем виноват перед тобою». Люди как бы очищались от обид и скверны.
Интересным обычаем проводов Масленицы является сожжение блинов. Обязательно нужно бросить в огонь блин, сказать, чтобы Масленица уходила, а потом испачкать сажей как можно больше окружающих.
Не забывали в Прощеное воскресенье и о покойных родственниках. В этот день нужно навестить их могилы и оставить там блины.
А после тяжелого и веселого дня заключительной традицией является баня. В ней нужно от души попариться, хлестаться веничками и назавтра встречать Великой Пост.
Что готовят на Масленицу
Готовиться к масленой начинали еще с субботы. Важнейшим элементом подготовки было приготовление ритуальной пищи – блинов. Блины на Руси явление достаточно новое и не были в числе исконно обрядовых блюд. Даже опару для блинов изготавливают с особенными обрядами.
Одни хозяйки опару готовят из снега, на дворе, когда взойдет месяц с такими словами:«Месяц, ты месяц, золотые твои рожки! Выглянь в окошко, подуй на опару». Стряпухи были в полной уверенности, что месяц выглядывает из окошка и дует на опару. От этого будто блины бывают белые, рыхлые. Другие выходят вечером готовить опару на речки, колодези и озера, когда появятся звезды.
Приготовление первой опары держится в тайне от всех домашних и посторонних.
В славянской культуре блюда из зерна, муки, яиц соотносились с производящей, рождающей силой нижнего мира, заставляющей расти, пробиваться вверх все живое, поднимающейся от корней к кроне Мирового Древа, с силой плодородия, размножения.
Круглые, изготовленные на огне блюда, такие как традиционный славянский каравай, несли к тому же солнечную символику; при их приготовлении встречались огонь и вода. Каравай оказывается точкой встречи и переплетения, взаимоперехода всех миров вертикали и сезонов годового круга, он, в сущности, сам – символ круга времен, определяемого солнцем. В эту символику вписываются и масленичные блины. Их неумеренное поедание тогда можно истолковать как типичный магический обряд плодородия, когда от количества съеденного зависит новый урожай и весеннее возвращение солнца. В образе блина почитали будущий хлеб и блином как бы говорили солнцу: Вот каким круглым, румяным и горячим ты должно быть теперь! Ведь скоро сев!