Савва Сторожевский — день памяти 16 декабря

Савва Сторожевский - день памяти 16 декабря

[Показать]

    • Чудеса Преподобного Саввы Сторожевского
    • Икона Преподобного Саввы Сторожевского
    • Молитва Савве Сторожевскому
    • Тропарь преподобному Савве Сторожевскому

Преподобный Савва Сторожевский, чудотворец Звенигородский, является одним из самых почитаемых российских святых не случаем.

Будучи наиблежайшим учеником преподобного Сергия Радонежского, святой Савва стал достойным продолжателем дела «игумена земли Российской». Оказал он воздействие и на эру, в которую жил, — в это время юные российские княжества, одержав победу на Куликовом поле, выходили на новейший шаг собственного объединения под властью Москвы.

«Игумен земли Российской» преподобный Сергий Радонежский вошел в историю нашей страны не только лишь своими подвижническими трудами, но также и тем, что воспитал целое поколение святых, которые разошлись из его обители по всей Руси. Одним из таковых узнаваемых учеников преподобного Сергия был Савва Сторожевский, Звенигородский чудотворец.

Сведений о детстве и юношеских годах грядущего святого до нас не дошло. Также непонятно, когда буквально и откуда конкретно пришел он в Троице-Сергиеву лавру. Причина этого в том, что житие преподобного Саввы было составлено лишь посреди XVI века. Его написал инок Маркелл (будущий игумен Новгородского Хутынского монастыря) по поручению митрополита Макария. Фактически, житие святого и начинается со слов: «Мы же о рождении и о воспитании его не обретохом, токмо о пребывании его во мнишестве изыска вше».

Так либо по другому, но считается, что в обитель преподобного Сергия Савва пришел за длительное время до 1380 года — другими словами за длительное время до Куликовской битвы. Исследователи исходят из того, что к этому времени Савва уже был известным и духовно опытным монахом. В иноческом звании Савва прошел все ступени подвижничества: он пребывал в неизменном повиновении преподобному Сергию, много времени проводил в работах и молитве, подвизался в молчальничестве.

Видя огромные труды Саввы, преподобный Сергий Радонежский сделал его исповедником всего монастыря. С одной стороны, это было заслугой, а с иной — испытанием, ведь быть духовником всей братии обители весьма тяжело. Скоро опосля победы российских войск на Куликовом поле в 1380 году Савве выпало новое суровое служение — настоятельство.

Дело в том, что еще до битвы против татар благоверный князь Димитрий Донской обещал преподобному Сергию возвести новейший монастырь. Опосля победы князь вспомянул о собственном обещании, преподобный же Сергий нашел подходящее пространство для будущей обители. Было принято решение выстроить обитель неподалеку от Троице-Сергиевой лавры — в 40 милях, на маленьком полуострове меж 3-х речек — Дубенки, Дубны и Быстрины. Конкретно тут был основан Успенский Дубенский монастырь, настоятелем которого и был поставлен преподобный Савва.

Это служение он нес наиболее 10 лет: все эти годы он продолжал вести строгую жизнь подвижника — держал серьезный пост, никогда не надевал мягеньких и комфортных одежд, ночами молился, каялся в собственных грехах. Все эти подвиги были частью жив традиции российского монашества, основателем которой стал преподобный Сергий Радонежский.

Господь, видя усердие и духовные подвиги преподобного Саввы, уготовил ему новое, наиболее высочайшее служение. Опосля того как в 1392 году преставился преподобный Сергий Радонежский, настоятелем Лавры стал очередной его ученик — Никон Радонежский. Но это служение он исполнял недолго: желая пребывать в неизменном безмолвии, он ушел в затвор. Братия Лавры обратилась за помощью к преподобному Савве. Опосля длительных уговоров он согласился стать настоятелем обители и оставался им еще 6 лет. Опосля этого, желая уединения, Савва сложил с себя обязанности настоятеля и остался в монастыре обычным иноком. Братия опять обратилась за помощью к преподобному Никону, который вышел из затвора и принял монастырь.

В момент, когда казалось, что жизнь подвижника уже устоялась, Господь послал ему новое и, возможно, основное в его жизни служение. В один прекрасный момент в Лавру приехал князь Юрий Звенигородский, отпрыск Димитрия Донского. Будучи в тесноватых отношениях с самим преподобным Сергием (он был крестником святого), также имея исповедником преподобного Савву, князь обратился к крайнему с просьбой — устроить поблизости Звенигорода монастырь и стать его настоятелем.

Помолившись, преподобный Савва согласился остаться в Звенигороде. Пространство для монастыря избрал сам князь Юрий — это была верхушка горы Сторожевской (Охранники). В самые недлинные сроки была возведена 1-ая постройка — древесная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, скоро собралась и братия, а сам монастырь потом получил заглавие Саввино-Сторожевского.

Из жития преподобного Саввы известен вариант, когда святой изрек предсказание князю Юрию Звенигородскому о грядущей победе. В 1399 году к Нижнему Новгороду подошли рати поволжских татар во главе с принцем Ентяком. Три раза татары пробовали взять город, но это им не удавалось. Тогда они пошли на хитрость — заключив мир с нижегородцами, татары смогли ворваться в город и разорили его. В ответ на это вероломство величавый князь Василий Дмитриевич выслал вослед татарам рать во главе со своим братом Юрием Звенигородским. И вот перед выступлением в поход князь Юрий прибыл к преподобному Савве и попросил его благословения. Опосля молитвы святой Савва благословил князя, озарил его крестом и предрек последующее: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою. Противников собственных ты одолеешь и, благодатию Божией, здравым возвратишься в свое отечество!» Все вышло так, как и произнес преподобный, — татары были разбиты, их городка (Болгар, Жукотин и остальные) взяты, а князь возвратился домой со славой.

Тем временем слава о самом Савве Сторожевском распространялась посреди российских людей. Люд шел к нему за советом, молитвенной помощью, а почти все и для того, чтоб принять иночество из рук святого. Но сам преподобный Савва постоянно стремился к уединению. Скоро он ушел из монастыря. В миле от обители, в глухом лесу он выкопал для себя пещеру, в какой и продолжал вести подвижническую жизнь. Да и проживая в пещере, он продолжал помогать Звенигородскому монастырю: к примеру, носил в обитель воду, для чего же своими руками выкопал под монастырской горой колодец.

Как докладывает житие преподобного Саввы, за подвижническими трудами в отшельничестве, он ощутил, что скоро Господь призовет его к Для себя. Преподобный собрал братию монастыря, отдал ей крайние наставления, выбрал для себя преемника из числа монахов, которого также звали Савва. 3 декабря 1407 года святой Савва Сторожевский отошел ко Господу. Празднование святому было установлено на Столичном соборе 1347 года, а 19 января 1652 года были обретены его вечные мощи.

Судьба мощей преподобного Саввы почти во всем драматична. Так, опосля революционной смуты, в марте 1919 года, мощи были вскрыты и изъяты из обители (где они пребывали повсевременно) VIII Отделом Народного комиссариата юстиции. До начала 1930-х годов они хранились в Москве, на Лубянке. Потом мощи святого были переданы сотруднику Муниципального исторического музея, члену Комиссии по охране памятников архитектуры Столичной области Мише Михайловичу Успенскому с формулировкой: «расположите куда сочтете необходимым». Вкупе со собственной женой Софьей Дмитриевной он долгие и длительные годы хранил их дома. Его наследники в 1985 году передали их в столичный Свято-Данилов монастырь. Только лишь в августе 1998 года мощи торжественно были возвращены назад в родную Звенигородскую обитель, где и находятся сейчас.

Чудеса Преподобного Саввы Сторожевского

Преподобный Савва Сторожевский еще при жизни прославился даром прозорливости. Опосля того как он отошел ко Господу, при его гробе сделалось происходить столько чудес, что, как отмечают исследователи, количество их «не поддается подсчету».

Принято считать, что чудеса от гроба святого Саввы стали происходить опосля последующего действия. Спустя много лет опосля преставления преподобного, в правление величавого князя Ивана III Васильевича, в один прекрасный момент ночыо святой Савва явился тогдашнему игумену Сторожевской обители Дионисию, который числился качественным богомазом. Преподобный Савва повелел настоятелю последующее: «Дионисий! Встань быстрее и напиши лик мой на иконе». Поразительно, но в явившемся Дионисий не вызнал преподобного Савву, а поэтому задал вопрос: «Кто ты, государе, и как твое имя?». Опосля того как святой именовал свое имя, настоятель призвал старца Аввакума, который, будучи юным, лицезрел преподобного Савву. Аввакум поведал о том, как смотрелся святой при жизни. Убедившись в том, что ему и впрямь явился святой, Дионисий скоро написал икону преподобного Саввы Сторожевского. Через некое время опосля этого от мощей святого и стали происходить чудеса, а его почитание и прославление, уже бывшее до того, еще наиболее усилилось.

В один прекрасный момент в Савво-Сторожевский монастырь приехал боярский отпрыск Иван Ртищев. С собой он привез собственного отпрыска Жору, который мучился недугом немоты. Иван Ртищев сделал необыкновенный поступок: усердно помолившись и попросив помощи у преподобного Саввы, он влил в рот собственному отпрыску незначительно монастырского кваса. Опосля этого и вышло волшебство: Жора заговорил, а через некое время его недуг стопроцентно пропал. Пораженный произошедшим чудом, Иван Ртищев попросил у игумена обители еще кваса, чтоб с его помощью исцелить тех, кто остался дома (естественно, страдавших различными заболеваниями). Кваса ему дали. Возвратившись домой, он поначалу занимался исцелением собственных домашних и слуг, из которых почти всех исцелил, а потом и сам избавился от издавна мучившей его заболевания.

Одно из чудес вышло с царем Алексеем Михайловичем Тишайшим. В один прекрасный момент во время охоты, которая проходила неподалеку от Звенигорода, правитель отстал от собственной свиты и заплутался в густом лесу. На свою неудачу, Алексей Михайлович вышел прямо на медведя. И вот, когда лесной хищник с рычанием стал подступать все поближе к сударю, из леса вышел незнакомый старец и прогнал звериное. Медведь сходу же удрал, а старец как будто бы растворился в воздухе. Спасшись от неудачи, правитель вкупе с подоспевшей свитой направился в Сторожевский монастырь, который находился вблизи, чтоб в храме отблагодарить Бога за спасение. Войдя вовнутрь храма, он поглядел на икону преподобного Саввы и вызнал того старца, который прогнал медведя в лесу. Конкретно отныне Алексей Михайлович взял обитель под свое покровительство, приезжал на богомолье и не один раз помогал монастырю вещественно.

Но более известное волшебство, которое сделал преподобный Савва, вышло во время Российскей войны 1812 года. Когда Наполеон уже был в занятой им Москве, его пасынок и вице-повелитель Италии царевич Евгений (Эжен) Богарне основался в Звенигороде. Войска царевича расположились конкретно в Саввино-Сторожевской обители, где сходу же занялись грабежом церковного имущества. Сам Евгений Богарне занял одну из комнат в монастыре. В один прекрасный момент поздно вечерком, как признался опосля царевич — или наяву, или уже во сне — ему явился некоторый старец в черном монашеском облачении. Приблизившись к царевичу, он произнес: «Не вели войску собственному расхищать монастырь, в особенности уносить что-или из церкви; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя, и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым». Пораженный и устрашенный видением, царевич с нетерпением стал ожидать утра. Наутро он сходу же отправился в ту церковь, о которой ему было сказано. Войдя вовнутрь и увидев икону святого, он вызнал на ней старца, который явился ему намедни. Опосля этого Евгений Богарне дал приказ войскам направиться в Москву. При всем этом церковь он запер собственной личной печатью, чтоб все имущество осталось в целости и невредимости. Обещание преподобного Саввы исполнилось — царевич Евгений возвратился на родину {живым}, в то время как почти все из его соплеменников навечно остались лежать в российской земле. Потом потомки Богарне породнились с русским императорским домом — отпрыск царевича Евгения женился на дочери правителя Николая I. Семья эта жила в Рф до 1917 года под фамилией баронов Лейхтенбергских.

Икона Преподобного Саввы Сторожевского

Савва Сторожевский - день памяти 16 декабря

Иконография преподобного Саввы Сторожевского довольно ординарна. Упор в ней делается на том подвиге и служении, которое нес святой, — уподоблении Господу Иисусу Христу.

Преподобный Савва изображается в монашеском облачении. Поверх нижней одежки — подрясника — накинута темная мантия (палий) — длинноватая, без рукавов, накидка с застежкой на вороте. Мантия вольного покроя, снизу развевается, как ангельские крылья. Темный цвет мантии — знак покоя, совершенного отрешения от суетного наружного мира, также отказ от собственных страстей. Правая рука святого воздета в благословляющем жесте, а в левой находится свернутый свиток — знак Евангелия Божия.

В остальных иконографических вариантах в левой руке святого может находиться развернутый свиток либо икона Божией Мамы с Богомладенцем Христом. Задний фон иконы по традиции пишется золотым цветом. Этот цвет является эмблемой Царствия Небесного, где пребывает святой и откуда он обращается к верующим. Также золотой цвет показывает и на преображенное состояние самого святого, уподобившегося в собственной земной жизни Господу Иисусу Христу. Своим ликом преподобный Савва обращен к молящемуся человеку. Это помогает верующему настроиться на внутренний, духовный диалог со святым, который изображен на иконе.

Молитва Савве Сторожевскому

«О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы жилище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старенькым и беспомощным утешение и подкрепление, молодым и малышам благое в вере возрастание, в Евангельском учении жесткое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим, и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к для тебя с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во добродушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати животик собственный непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, сейчас водворяешися со Ангелы и Святыми, напрасно и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Отпрыска и Святаго Духа. Аминь.»

Тропарь преподобному Савве Сторожевскому

Величание:

Ублажаем тя, преподобне отче Савво, и чтим святую память твою, наставнице монахов и собеседниче ангелов.

Тропарь, голос 8:

Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне: от молодости бо изволил еси незапятнанное житие, духовному твоему учителю последуя, и того учением мозг к Небесным вперив, и стаду твоему премудр наставник показался еси, тем и Христос, яко пресветла тя осветительного прибора, чудесы обогати, Савво, отче наш, моли спастися душам нашим.

 Голос 8:

От молодости Божественною распаляемь ревностию, возлюбил еси незапятнанное житие, презрев мира этого красноватая и суетная, последовал еси твоему Богомудрому учителю, преблаженному Сергию, в труде и бдении, в посте и подвизе: на Охранники явлься безмолвия ради и охраны духовныя недремленным на Божественней охраны предстоянием стяжал еси мозг, зряй к Богу, и демонския происки и обстояния прозираяй, озарение Пресвятаго Духа внутри себя восприемь, яко звезда пресветлая еси верным. Темже и премудр и светозарен предстоятель и пастырь стаду твоему явился еси, светом твоим просвещай и всех, приходящих к для тебя верою, отче наш Савво, и моли Христа Бога, да выручит души наша.

Кондак, голос 8:

Безмолвия ради и плоти распинания вселивыйся на горе Охранники, явился еси, преподобне Савво, столп веры неколебимый, от Пресвятаго Духа осиянный, обитель пречестная Троицы, и непрестанными молитвами, слезливыми воздыхании и подвигами благодати Божественныя сопричастник; темже и Христос в нетлении мощей твоих прослави тя, и даром чудес украси тя. Мы же отрадно ти вопием: радуйся, Савво, величавый чудотворче.

Голос 2:

Господним желанием распалився, страсти плотския воздержанием оттряс, Божественнаго света незаходимое светило явился еси, чудес лучами всех просвещаеши, притекающих к раце мощей твоих, Савво, преподобне отче наш. Величание Ублажаем тя, преподобне отче Савво, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

© vedmochka.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *