Всенощное бдение: что это, как происходит и сколько длиться

«Аз есмь путь и правда и животик» — слова, произнесенные Тем, перед чьим Лицом погибают все вопросцы, поэтому что Он — единственный ответ. И Он призвал нас всех к покаянию. Но можно ли прийти к этому кроме Церкви? Нет! О этом молвят все святые отцы в собственных писаниях. Будем веровать в истинность их слов, не взирая на резоны людей с «Богом в сердечко». На вопросец о том, как жить, Господь отдал конкретный ответ вопросительному — соблюдать заповеди. Посещение Храма заповедано нам Богом. Лишь посещать недостаточно, находиться на службе нужно осознано, участвуя в ее действе, осознавая значимость всякого момента.

История богослужения

В древности Всенощное бдение начиналось поздно вечерком и длилось до самого рассвета. Начало службе было положено первыми христианами для того, «чтоб отвратить люд православный от еретиков-ариан», у каких было принято молиться ночкой. В то время и призвал Иоанн Златоуст православных собираться на ночное бдение. В неких монастырях на Востоке по сей денек сохранилась эта традиция.

Всенощное бдение: что это, как происходит и сколько длиться

Всенощное бдение: что это, как происходит и сколько длиться

Античные христиане молились непрестанно, совершая так именуемый «дневной круг». В положенный час они собирались для молитвы в Храме. Они так и назывались: 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час. Это — служения всякого денька, которое совершается безпрерывно. Сейчас часы присоединены к длительным службам. Всенощное бдение выходит за границы часов, так как эта служба положена лишь намедни Величавых Праздничков (к ним относится и Воскресение), оставаясь но также составляющей «дневного круга».

Денек церковный начинается не с утра, а вечерком. Так что, Всенощное бдение начинает новейший денек и является преддверием Божественной Литургии.

Практика ночных бдений была введена старыми монахами, а потом закреплена в Иерусалимском уставе. Конкретно по этому уставу в наше время совершаются все богослужения. Раскрывается же Типикон (церковный утомившись) Всенощным бдением, т. е конкретно эта служба «открывает ворота»….

Образ Всенощной

Любая церковная служба — это и воспоминание, и реальная действительность, утверждающая присутствие Бога в нашей жизни, живого Бога «с этого момента и до века». Строгие каноны и их соблюдение нужны! Если б до этого (в протяжении 2000 лет) кто-нибудь из священства дозволил бы для себя отойти от канона, то сейчас от православной службы в первозданном виде ничего бы не осталось. Волнение священника на службе — понимание присутствия Божия и опасение нарушения даже малости, так как ничто в этот момент не быть может мелочью.

У каждой службы — собственный образ, есть он и у Всенощной— величавой службы, содержащей внутри себя вечерню и утреню. Во время Всенощной эти службы проводятся наиболее торжественно (то, что читается на вечерне в будний денек, на Всенощной поет хор и т. д.). Не достаточно того, на Всенощной возникают доп моменты — лития и полиелей. Почему любая Всенощная повторяется и повторяется вновь? Поэтому что Бог находится в нашей жизни постоянно. Служба — это не попросту напоминание, это — утверждение. «Я — этот же, что был до этого». Другими словами, все это вновь происходит сейчас, как и распятие Христа, которого мы распинаем вновь и вновь своими сознательными грехами. Есть над чем задуматься?

Итак, две главные части Всенощной — вечерня и утреня:

  • Вечерня базирована на ветхом завете, мы проходим через него в эти моменты,
  • Утреня — Завет Новейший, Рождение Спасателя. Утреня — это удовлетворенность, утренняя заря. Любой момент важен и имеет свое сакральное значение.

Всенощная

Вечерня — это еще состояние ветхого Адама, начало нашего творения. Но это и предчувствие явления Мессии. Колокольный гул предваряет ее, благовест и трезвон. Намедни воскресного денька звонарь звонит в воскресный колокол, читая кафисму «безгрешных» (17-я кафисма) либо 50-й псалом. Заканчивается благовест трезвоном во все колокола, исключая колокол Торжественный. Вечерня Всенощной названа Величавой, так как такой и является. Священнослужители облачаются в священные одежки и совершают каждение алтаря. Звучным возгласом «Востаните!» диакон обращается к народу, призывая молящихся. Позже — испрашивает благословение у священника и начинает служение.

Начало «ветхозаветной» вечерни

Вечерню постоянно начинает 103 псалом, описывающий картину творения до грехопадения. Врата открыты, как до этого были открыты для Адама и Евы. Священнослужители кадят храм и молящихся, что олицетворяет благодать Божию при творении людей. Падением эти двери были закрыты, и человек просит Бога о милости, о прощении: запираются королевские врата и диакон читает величавую ектению, т. е. прошение.

Псалом «Блажен супруг…» будто бы продолжает ее, демонстрируя путь, которым следует идти далее. Тот же Псалом предвосхищает рождение Мессии — «яко лист Его не отпадет».

Стихиры, которые поются далее, также молвят о покаянии, они чередуются с чтением псалмов.Опять совершается каждение храма, молящиеся требуют Бога о прощении.

Крайняя стихира «догматик» практически предвосхищает рождение Христа. Посвящена она Деве Марии.

Дальше — загадочный момент, дающий надежду: открытие Королевских Ворот и вход… Спасение человека — во Христе, который грядет. Диакон произносит: «Премудрость, прости!», что значит «стойте прямо!», священник благословляет вход, а хор в это время поет «Свете Тихий», ибо не в величавой славе сошел на землю Господь, а в величавой тихости.

Дальше диакон читает прокимен и просительную ектению, последующее действо — лития, которая олицетворяет собой евангельскую историю, когда Христос накормил 5 тыщ людей пятью хлебами. Лития совершается у западных дверей, куда выносят 5 пшеничных хлебов, пшеницу, вино и елей. Священник благословляет их. В древности молящиеся в этом момент вкушали хлеб и вино, чтоб не изнемочь и продолжать службу далее, уже до утра. В наших храмах хлеб с вином раздают на всенощной позднее, сходу опосля елеопомазания.

Всенощное бдение: что это, как происходит и сколько длиться

Всенощное бдение: что это, как происходит и сколько длиться

Стихиры на стиховие — это особенные стихи, которые завершает молитва праведного Симона, взявшего на руки малыша Христа «сейчас отпущаеши, Владыко». Момент особый! Он гласит о погибели старенького и рождении новейшего, о попрании погибели. Вечерня близится к окончанию. Крайнее песнопение ее — «Богородице Дево радуйся», ибо свершилось, исполнилось обетование, которого ждали наиболее 8 тыс. лет. «Благословенье Господне на вас..»

«Новозаветная» утреня

Начинается утреня с Ангельского пения «Слава в Вышних Богу..». Теми словами, которыми повстречали рождение Спасателя Ангелы. Дальше читают 6 особенных псалмов, именуемых «шестопсалмие». Это — воспоминание Вифлеемской ночи, ожидание Рождества, образ ночи. Вот почему при чтении шестопсалмия в Храме гасят все свечки. В этот момент, пред закрытыми Королевскими воротами, в мгле священник читает утренние молитвы, предвещающие Зарю.

Опосля чтения мирной ектении диакон возглашает звучно: «Бог Господь, и явися нам..», этот возглас гласит о том, что Спасатель пришел в мир, реализовалось предсказание. Читаются кафисмы из Псалтири.

Полиелей, чтение Евангелия и елеопомазание — самая праздничная часть службы. Полиелей означает «много милости», в неких вариантах слово переводят как «много масла», так как елей постоянно числился олицетворением милости Божией. В этот момент читаются похвальные стихи, открываются Врата, загораются свечки, священнослужители кадят вполне весь храм, поют торжественные тропари. Дальше — читают торжественное Евангелие, «Воскресение Христово видевши» (если денек воскресный) и совершают священный ритуал елеопомазания, перед которым верующие подступают к Торжественной иконе, находящейся в центре храма, и к Святому Евангелию.

По окончании елеопомазания, опосля того, как священник произнесет «Милостью, щедротами…», начинается особенное чтение канона.

Всенощное бдение: что это, как происходит и сколько длиться

Всенощное бдение: что это, как происходит и сколько длиться

Канон повествует о жизни и подвигах святых угодников Божиих. Его можно именовать молитвенным произведением, которое состоит из 9 песней. Перед 9-й песней, опосля каждения, диакон возглашает величание Божьей Мамы, которому вторит хор «Честнейшую Херувим..»

Хвала

Она заключается в чтении псалмов, ее продолжает Величавое славословие. Стихиры завершаются песнопением, посвященным Богородице и теми словами, которыми начиналась утреня: «Слава в вышних Богу». Утреня заканчивается чтением ектении и отпустом.

Всенощное бдение завершилось, но священство еще не разошлось, они читают 1-й час, который освящает наступающий денек. Служба эта весьма короткая. Ранее она представляла отдельный чин, сейчас все часы присоединяют к долгим службам.

Продолжительность службы и авторство

Само заглавие «Всенощная» гласит о времени служения: незначительно спустя, опосля захода солнца. У Всенощной нет 1-го создателя, как у Литургии, ее порядок складывался равномерно. 1-ые молитвы Всенощной составлены Иоанном Златоустом. В православных храмах служба начинается в 5 либо в 6 часов вечера, а продолжается всюду по-разному, но в среднем — до восьми часов вечера. Всенощная в монастырях может длиться 5 и 6 часов. В неких монастырях на Востоке, как и в древности, она длится до утра, когда 1-ый час вправду освещает наступающий денек с восходом солнца.

Отличие Воскресной Всенощной от Торжественной

Всенощная служится намедни воскресения каждую недельку. На этих службах читают тропари воскресные, как и воскресное Евангелие. Если Всенощную служат намедни огромного Праздничка, то воскресные тропари не читают, читают торжественные. Так же — и Евангелие. Воскресная служба торжественна особо, ведь читают воскресные тропари, Пасхальные, произнося «Христос Воскресе!» каждое воскресенье. Да, каждое воскресенье — Пасха!

Источник: tayniymir.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *