В Пасхе есть много интересного — от весенней обстановки с только что распустившимися цветами до веселых пасхальных традиций, таких как охота за яйцами и пасхальные…
Сорок мучеников Севастийских — праздник 22 марта
[Показать]
Праздник 40 Севастийских мучеников правоверная церковь отмечает 22 марта по Новенькому стилю либо 9 марта по старенькому стилю.
История сорока севастийских воинов, которые за свою веру во Христа были много терзаемы и в конце концов безжалостно убиты, припоминает верующим о том, что некогда славу Церкви составляли конкретно страдальцы. Их кровь стала тем фундаментом, на котором в предстоящем христианство возросло, обширно распространилось и сразило весь мир.
Это событие вышло в 4 веке, когда самые беспощадные гонения на христиан уже были сзади. В 313 году правитель Константин Величавый издал Миланский эдикт – указ, по которому христиане на всей местности Римской империи уравнивались в правах с язычниками. Казалось, что уже не будет случаев гонений и мученичества. Но на практике этот закон исполнялся лишь в той части империи, которой управлял сам Константин. В иной части, которой обладал его соправитель язычник Ликиний, христиане по-прежнему подвергались притеснениям. Наиболее того, готовясь к войне с Константином за власть, Ликиний решил очистить свое войско от христиан.
Как говорит Предание Церкви, в то время в городке Севастия (Малая Армения), посреди иной армии, стояла дружина из сорока каппадокийцев. Командовал ею полководец – язычник Агриколай, все таки другие вояки были христианами. Когда пришло приказание от Ликиния очистить войска от последователей Христа (либо увещеванием, либо казнью), Агриколай отдал приказ бойцам принести жертву языческим богам. Вояки, все как один, отказались это сделать. За это они были помещены в темницу, но не пали духом, потому что были закалены в почти всех схватках и поистине верили в помощь Господа.
Бойцы стали молиться и ночкой услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». Когда на последующее утро их опять привели к Агриколаю, тот пробовал совратить их лестью. Полководец стал восхвалять мужество воинов, их смелость, решительность, также юность, обещая, что за отказ от христианства правитель их щедро наградит. Да и в сей раз бойцы остались верны Христу. За это Агриколай повелел сковать воинов и выслать в темницу, но услышал слова старшего вояки Кириона: «Правитель не давал для тебя права налагать на нас кандалы», – опосля чего же смутился и выслал их в темницу без кандалов. Спустя еще некоторое количество дней в Севастию для разбора дела прибыл авторитетный императорский сановник Лисий. Он вызвал воинов на трибунал, где они твердо и прямо, отвечали ему: «Возьми не только лишь наше воинское звание, да и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Лисий не стал длительно размышлять над ситуацией и отдал приказ просто побить воинов камнями, что, на самом деле, было смертным приговором. Но все камешки, которые стали кидать в мучеников, летели мимо цели, а гранит, брошенный самим Лисием, попал в полководца Агриколая.
Опосля несостоявшейся экзекуции воинов опять выслали в темницу, где они длительно молились и снова услышали ободряющий глас: «Верующий в Меня, если и умрет, оживится. Дерзайте и не бойтесь, ибо восприимете венцы вечные». Это утешение Божие сделалось сразу и предсказанием о будущей страдальческой кончине боец. Следующие действия стали основным испытанием для севастийских мучеников.
Днем воинов опять призвали на трибунал, где снова востребовали отречения от христианской веры. Страдальцы остались непоколебимы и отвергли все увещевания и опасности. Тогда им был вынесен крайний приговор… В это время была зима, по всей окружении стояли мощные морозы. Воинов вывели в одном исподнем на улицу, отвели на замерзшее озеро и оставили под стражей на всю ночь на льду. Но и этого мучителям показалось не много. Для большего искушения и мучения праведников они растопили на берегу озера баню. Хоть какой, кто согласился бы отречься от Христа, мог зайти в нее и согреться.
Посреди ночи, когда мороз стал просто нестерпимым, один из воинов не выдержал пытки и побежал к бане, но, чуть ступив на ее порог, свалился и погиб. Другие же страдальцы продолжали стоять на льду Севастийского озера, поддерживая и уплотняя друг дружку. В этом ночном стоянии и проявилось то единение, тот подвиг веры, который ранее прославил будущих святых на поле брани. Они вправду совершали общее, единое дело вероисповедания веры во Христа ценой собственной жизни.
В 3-ем часу ночи вышло необыкновенное событие: сделалось светло, лед растаял, а вода потеплела. Но стражники, которые должны были сторожить мучеников, прочно спали, увидел произошедшее лишь один из их, вояка по имени Аглаий. Он также узрел над головой всякого из святых светлый венец. Правда, венцов было не 40, а 30 девять – венец, созданный для сбежавшего сорокового, был отнят Господом. Аглаий, исполнившись веры и искреннего желания занять пространство отрекшегося, разбудил других стражников и произнес им: «И я – христианин!» Сбросив одежку, он встал в один ряд со святыми вояками и стал молиться: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти вояки верят. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».
Господь постоянно слышит тех, кто обращается к Нему с верой и смирением, потому Он принял жертву Аглаийя. Днем, придя к озеру, мучители узрели, что вояки живые, совместно с ними находится их прошлый страж и они все прославляют Христа. Опечаленные таковой картиной, они вывели мучеников из озера и перебили им голени, что было весьма истязающей казнью. Тела убиенных положили на колесницу и повезли на сожжение. Один из воинов – молодой Мелитон – был еще живой, потому его оставили лежать на земле. Мама юноши взяла отпрыска на плечи и понесла вослед колеснице. Когда же Мелитон отошел ко Господу, его тело также положили на повозку. Мучители хотели не бросить и следа от мучеников, а поэтому все тела сожгли, а останки и кости бросили в воду, чтоб их не смогли достать христиане. Но через три денька святые страдальцы явились во сне епископу Севастийскому, блаженному Петру, и поведали ему, где находятся их останки. В ближайшую же ночь владыка Петр совместно с несколькими служителями собрал все мощи и с почестями захоронил их. Так святые вояки Христовы обрели покой и стяжали славу посреди христиан.
Подвиг веры, который сделали 40 воинов- христиан на замерзшем озере, можно полностью сопоставить с церковной литургией – ведь их вероисповедание веры, мучения и стяжание святости было общим, единым делом. Конкретно как общее дело переводится слово «Литургия» на российский язык с греческого. В жизни христианской Церкви Литургией именуется основное богослужение, в каком, как единое магическое Тело Христа, учавствуют все верующие. Во время этого богослужения совершается и основное Таинство – Евхаристия (Причащение).
По Божией милости, имена всех мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.
Икона 40 мучеников Севастийских
Содержание
Иконография 40 севастийских мучеников довольно ординарна – святые вояки, пострадавшие за Христа, являются ее центральными персонажами, занимающими половину иконы. Страдальцы изображаются стоящими на замерзшем озере городка Севастия. Они наполовину оголены, и фигуры не статичны, а находятся в движении – кто-то из воинов пробует согреться, кто-то поддерживает рядом стоящего.
На заднем плане пишется фигура отступника, который не выдержал мучений и скрылся в теплой бане. Фигура убежавшего вояки пишется не вполне: основное, что не изображается – это его лицо. Отсутствие на иконе лика сбежавшего символизирует его отпадение от Господа и извержение из лика мучеников.
В правом нижнем углу иконы по традиции изображается фигура стражника Аглаийя, который, видя подвиг воинов- христиан, уверовал во Христа и совместно с ними встал на лед замерзшего озера. На иконе Аглаий пишется также в движении – он скинул с себя одежку, которую держит в одной руке, иная его рука поднята к небу, что символизирует его вероисповедание веры в Господа.
Вверху по центру иконы пишется фигура Самого Иисуса Христа, Который благословляет святых мучеников на их подвиг. Меж фигурами воинов и Господа символично пишутся страдальческие венцы – группа и один в стороне. Изображенный раздельно от остальных венец предназначался вояке, который не выдержал мучений и отказался от него, но получает его стражник Аглаий, добровольно принявший мученичество, и с ним – этот венец.
Молитва 40 Севастийским страдальцам
«О, святии, славнии страстоносцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огонь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко пресвятей Троице ходатайствовать о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да, в покаянии и нелицемерной любви друг, ко другу поживше, со дерзновением предстанем Ужасному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех неприятель, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго деньке жизни нашея и тако прославим величавое и достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Отпрыска и Святаго Духа, сейчас и присно и во веки веков. Аминь.»
Молитва 2-ая страдальцам Севастийским
«О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к для вас, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем ужасному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех неприятель видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до крайнего деньке жизни нашея, и тако прославим величавое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Отпрыска и Святаго Духа, сейчас и присно и во веки веков. Аминь.»
© vedmochka.net