Русская баня: традиции, обряды, приметы и поверья

Русская баня: традиции, обряды, приметы и поверья

[Показать]

    • Банник — дух бани
    • Гадания и привороты в бане
    • Банные ритуалы

Русская баня — маленькая бревенчатая избушка, деревенская «ванная комната», построенная практически около всякого дома. Казалось бы, что быть может проще и обыденнее? Но испокон веку наши праотцы относились к ней с особенным уважением. Ведь баня числилась местом магическим, а тотчас и недобрым — реальным окном в другое измерение.

 О том, что баня — постройка таинственная, гласит ее история. Наиболее тысячелетия вспять славяне стали строить подобные домики, и не только лишь для гигиенических процедур, но и отдавая своеобразную дань погибшим праотцам. Числилось, что духи ушедших в другой мир людей — навии — должны совершать нужные им омовения и ради этого они воспользовались банями {живых}.

В определенные деньки славяне горячо топили бани, оставляли там незапятнанные полотенца и, как надо поддав пару, уходили, опосля чего же не смели даже приближаться к священному месту некое время. Необходимо отметить, что часто проводилась нехитрая проверка, заставляющая владельцев поверить в то, что их мыльню вправду посещали гости из потустороннего мира. Так, до этого чем закрыть баню перед приходом навий, на полу рассыпали мало золы и пепла, опосля чего же практически постоянно на таком «ковре» обнаруживались отпечатки куриных лапок. Но куры-то в баню не заходили!

Приход христианства уничтожил почти все языческие традиции, а вот бань новейшие веяния практически не задели. Но конкретно в то время было выпущен ряд внегласных церковных распоряжений, касающихся мылен, которые просуществовали прямо до 20 века. Так, в бане — месте, где обитает нечистая сила, — запрещалось вешать иконы, а «мыльную утварь» — тазы, шайки и банные веники — недозволено было вносить в дом. Вымывшись, человек был должен облить себя прохладной водой либо же погрузиться в озеро либо пруд, чтобы отогнать от себя нечисть. Но даже такое очищение не давало ему права посещать храм Божий в банный денек. Вот потому-то и числилось огромным грехом умываться в среду, пятницу и воскресенье — святые деньки — и по православным праздничкам. Таковым образом, банным деньком стала суббота, вольная от церковных служб, также время от времени числилось вероятным мытье во вторник и четверг. Не только лишь сама мыльня, но и пространство, где она построена — «банище», — числилось нечистым. На месте спаленной бани либо разобранной обветшавшей длительное время недозволено было строить избу, по другому, по поверью, нечисть не даст покоя обладателям новейшего жилья.

Что гласить о годах прошлых, когда и в наши деньки можно просто убедиться в уникальности банных домиков. Если проехать по хоть какой заброшенной деревушке, можно следить такую картину: дома, покинутые хозяевами, разваливаются, простояв заброшенными пару лет. А вот бани смотрятся крепкими, как в денек постройки, как будто их охраняют неизвестные навьи чары.

Банник — дух бани

Наши праотцы считали, что потусторонние сути, обитающие в бане, самые злостные и непредсказуемые из иной дворовой нечисти. Возглавлял пантеон «мыльных» духов банник — небольшой пучеглазый старичок с густой бородой. Числилось, что владелец мыльни обитает в «банном озере» — в воде, что собирается под полом бани опосля мытья и стирки белья, либо же за каменкой. Согласно неким поверьям, банник поселяется в мыльне сходу же опосля ее постройки, и чтоб задобрить капризного старичка, люди приносили ему жертву — задушенную черную курицу, которую закапывали под порогом новостройки. Иная версия говорит, что банник вкупе с семейством заселялся в мыльню лишь опосля того, как под ее полом соберется достаточное количество воды.

Чтоб ладить с владельцем бани, людям приходилось соблюдать целый ряд серьезных правил. Умываться разрешалось лишь до пришествия мглы, а опосля полуночи наши праотцы совершенно страшились переступать порог бани. Ни при каких обстоятельствах недозволено было посещать мыльню опьяненным, а уходя, следовало оставлять баннику мало воды в ковше, кусок мыла и веник, чтоб владелец мог ночкой вволю попариться.

Приходя в баню, следовало поздороваться с владельцем и попросить у него разрешения умыться. Напарившись, уходить из бани необходимо было пятясь, не делая поворот к парилке спиной.

Тех, кто нарушал эти правила, ожидало ужасное наказание. В наилучшем случае рассердившийся банник мог ошпарить провинившегося кипяточком либо испугать до полусмерти, а в худшем — «запаривал» ослушников до погибели. Людей, очень задержавшихся в бане, владелец выгонял со собственной местности, обернувшись большущим котом с шерстью колющейся, как иглы ежа.

Длительное время наши праотцы верили в то, что банник — мужик домашний. Супругу владельца мыльни прозывали шишигой. Это была здоровая толстая бабища с растрепанными космами сырых волос и длинноватыми наточенными когтями. Никогда, ни в коем случае наши праотцы не посмели бы поторапливать человека, мывшегося в бане. Ведь если шишига слышала, как кто-то зовет парящегося, то здесь же хватала беднягу и утаскивала его за печь либо же обдирала с него мясо до самых костей.

Еще добрее относилась к людям малая старушка, обитающая в мыльнях, — баба-банница. Числилось, что эта бабушка могла снять любою хворь и постоянно помогала занедужившему человеку, обратившемуся к ней с хорошем и лаской. Но рассеянным мамашам следовало бояться банницы. Ведь если бросить в бане без присмотра малыша, старушка мигом утащит малыша, подбросив на его пространство уголек либо старенькый веник.

Гадания и привороты в бане

С особенным уважением к баньке относились незамужние девицы. Ведь гадания и привороты, изготовленные в ней, были самыми верными. Но до этого чем ворожить в заповедном месте, красавицам следовало ублажить банника, потому что его пророчества числились самыми верными. И если напророчит владелец мыльни бедного и пьющего жениха — придется незадачливой ворожее всю жизнь страдать с плохим супругом.

Не считая того, отправляясь ночкой в баню, девицы нарушали основное правило банника, запрещающее приходить к нему в неурочное время. По данной для нас причине, готовясь к ворожбе, потенциальные жены приносили с собой в баню кусочек хлеба, посыпанный большой солью, который оставляли на печке-каменке.

Не считая всего остального, баня помогала девицам стать «румяней и белоснежнее» и совершенно перевоплотиться в реальных красавиц. Так, молодые крестьянки, грезящие о пышноватом бюсте, терлись грудью о внешний угол бани. Просватанная женщина непременно намедни женитьбы шла в баню вкупе с подружками. Ополоснувшись, жена аккуратненько собирала стекшую с нее воду, чтоб позже неприметно добавить ее в пищу жениха и его родственников. Данный ритуал гарантировал девице нежный прием в семье супруга, также долгую и счастливую брачную жизнь.

Банные ритуалы

Длительное время было неотклонимым посещение бани молодоженами на 2-ой денек опосля женитьбы. При этом нарушение этого обычая строго осуждалось родными и знакомыми юный пары. Новоявленные супруги шли в баню рано днем, ее для их горячо топили сваха и дружка жениха.

До этого чем звать умываться жениха и жену, пар в бане поддавали медом, а на угли кидали хмель и куски хлеба, чтоб юные постоянно жили в достатке и довольстве. Когда баня была готова, предки жениха благословляли новобрачных таковым наказом: «Супруга, супруга почитай, как протцов собственных; супруг, супругу сберегай, как трубу на бане!» Отправляясь в баню, юная супруга несла с собой новое полотенце — подарок баннику, чтоб тот принял ее как новейшего члена семьи, разрешал впредь воспользоваться собственной мыльней и в случае нужды не отказывал в покровительстве.

Вернувшимся из бани новобрачным мама жены вручала сверток, в каком лежали жареная курица и особый пирог-банник. Супруги непременно должны были съесть это угощение до крайней крошки, чтоб избежать бед и несчастий в домашней жизни.

Еще наши праотцы свято верили, что рождение малыша в бане гарантировало легкие роды и счастливую жизнь новорожденному. При этом в бане роженица находилась с повитухой не меньше 3-х дней, набираясь там сил и здоровья под присмотром банника.
Когда роженица разрешалась от бремени, повитуха совершала ритуальное омовение мамы и малыша, приговаривая при всем этом: «Выпарить, омыть, очистить». Потом она брала малыша на руки, и три раза обходила с ним вокруг бани, шепча при всем этом древние комплоты и призывая высшие силы дарить новорожденному счастье, долгую жизнь, здоровье и красоту.

Все то время, пока роженица с малышом жили в бане, их недозволено было ни на минутку оставлять без присмотра. По другому баба-банница утащит малыша, либо же сам банник подсунет заместо новорожденного собственного малыша — нескладного увальня с узенькими очами, который не доживал и до 5 лет.

По истечении 3-х дней дама с новорожденным ворачивалась в дом, где родные готовили ей торжественную встречу, во время которой мама в первый раз демонстрировала малыша его папе. То время, что роженица жила в бане, числилось «женскими деньками», и нарушить уединение мамы не мог ни один мужик. Исключение делалось для деревенских чернокнижников либо знахарей, если требовалась их помощь при тяжелых родах либо нежданной заболевания новорожденного.

© vedmochka.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *