Троицкая суббота 2019: поминовение усопших, обряды, традиции

Троицкая суббота 2019: поминовение усопших, обряды, традиции

[Показать]

    • Какое событие празднуют христиане в день Святой Троицы
    • Единство Церкви – догматическое понятие, напрямую относящееся к Троицкой Вселенской родительской субботе
    • Троицкая Вселенской родительская суббота в Православной Церкви
      • Богослужение в Троицкую субботу
    • Поминовение усопших в Троицкую субботу

Троицкая суббота в 2019 году — 15 июня

Жители нашей страны, номинально считающие себя православными, чтят освящённые веками традиции, подчас мало задумываясь об их происхождении. Дни поминовения усопших связаны в народном сознании с посещением могил родственников, при этом обязательным для многих считается принесение с собой снеди, устроение поминальной тризны. Святочные колядки, масленичные гуляния, плетение Троицких венков – во всём этом проступают черты отошедшего в прошлое язычества.

Некоторые «внешние» обряды, очищенные от магической подоплёки, были освящены новым христианским смыслом. Ради сохранения преемственности народной культуры они включены как обрамление даже в канву православных богослужений. Такова, например, традиция украшения храмов в день Святой Троицы ветвями берёз. Разберёмся с тем, что сопутствует праздникам начала лета со времён крещения Руси, а что привнесено в них из древнейших эпох славянской культуры.

Какое событие празднуют христиане в день Святой Троицы

Троицын день, согласно церковному календарю именуемый также Пятидесятницей, так как празднуется на 50-й день после Пасхи, по своей сути является днём рождения Христианской Церкви. Согласно книге Деяний Апостольских, в этот день произошло явление Святого Духа, Утешителя, обещанное вознесшимся в сороковой день по Своем воскресении на небеса Спасителем. Растерянным, испуганным после казни Распятого ученикам и точно требовалось утешение, укрепление духовных сил.

Получив особую благодать, каждый стал ревностным и бесстрашным проповедником Христовой веры. Первая же проповедь апостола Петра, которую он произнёс, выйдя из сионской горницы тотчас после чудесного события Пятидесятницы, присоединила к небольшой, не насчитывавшей и трёх сотен учеников Христа общине сразу до трёх тысяч человек.

Ветхозаветные пророки служили провозвестниками воли Бога-Отца, удалённого от человечества не расстоянием, а Своей нетварной природой. Апостолы и спутники Христа воочию видели воплотившегося Бога-Сына, воспринявшего всю полноту человеческой природы, кроме повредившего её греха.

В день Пятидесятницы в виде огненных языков снизошёл на малую общину в Иерусалиме Святой Дух, третья ипостась Святой Троицы. Так совершилась полнота Божественного явления миру. Именно поэтому изначально празднуемое сошествие Святого Духа стали позже именовать Днём Святой Троицы.

Единство Церкви – догматическое понятие, напрямую относящееся к Троицкой Вселенской родительской субботе

Общецерковное празднование Пятидесятницы установлено с древнейших апостольских времён. Именно с сошествием Святого Духа – первым небесным «помазанием на служение», апостолы обрели благодать совершения церковных Таинств. Эта особая благодать передавалась от апостолов через рукоположение – по-гречески «хиротонию», епископам Церкви, а от епископов сообщалась иереям, священникам, «батюшкам».

Преемственность рукоположений не прерывается на протяжении веков, свидетельствуя о происхождении Церкви от Самого Христа, о её неразрывном единстве. Каждый оглашенный (подготовленный предварительными «огласительными» беседами об истинах веры) получает благодать Святого Духа, присоединяясь к Церкви в Таинстве Крещения. Иногда, по имеющимся свидетельствам «простых сердцем» людей, это происходит видимым образом, как схождение огненного языка на новокрещаемого.

Народное выражение «одним миром мазаны» относится к Таинству Миропомазания, совершаемому в Православии сразу вслед за Таинством Крещения. У римо-католиков это так называемая «конфирмация», она, как и первое Причастие крещаемых младенцев, отдаляется до совершеннолетия. Церковное миро для таинства готовится особым образом и освящается Патриархом в Великий Четверг.

Примечательно, что в каждый алавастр (высокий сосуд, имеющий узкое горло) с приготовленным миром переносится капля из освященного прошлым годом сосуда, и так продолжается с самых апостольских времён. То есть каждый, помазанный освященным миром после крещения человек, помазывается тем же веществом, что и во времена апостольские. Так видимым образом выражается единство Церкви «на молекулярном уровне».

Троицкая Вселенской родительская суббота в Православной Церкви

Успение человека, разлучение души от тела не означает для христиан прекращение жизни, в том числе молитвенно-литургической, единожды данной в благодати Крещения и Миропомазания. Эта вера выражается в краткой формуле: «У Бога все живы!».

Богослужение в Троицкую субботу

Богослужение Вселенской родительской субботы в канун праздника Пятидесятницы знаменует собой единение живых и отошедших ко Господу членов Церкви, её полноту, которая будет явлена при ожидаемом в конце времён всеобщем воскресении. Традиция Церкви праздновать память мучеников, претерпевших страдания и смерть за исповедание веры, постепенно перешла в поминовение «всех верных, от века скончавшихся».

Прославленным Церковью святым посвящены церковные молебные службы. Троицкая же родительская суббота, как и иные Вселенские дни поминовения усопших, имеет особый чин служения Вселенской панихиды о всех от века скончавшихся православных христианах.

Накануне в пятницу священник читает семнадцатую кафизму Псалтири с поминовением всех «заупокойных синодиков», а также многочисленных поданных прихожанами записок о упокоении.

Особое значение Троицкой Вселенской родительской субботы состоит в том, что на панихиде поминаются все усопшие христиане, независимо от того, какова была причина их смерти. Ещё в относительно недавнее время в дореволюционной России противоестественной считалась не только насильственная кончина, самоубийство или смерть от неумеренного употребления спиртного (о наркотиках тогда мало кто слышал).

Молясь словами: «Да не похитит меня наглая смерть, неготового!» – христиане выражали надежду о мирном и непостыдном отшествии в иной мир после совершения Таинства Исповеди (Покаяния) и Причастия. Сугубую помощь в этом искали, молясь святой великомученице Варваре. Смерть близкого родственника без покаяния была в то время большой редкостью и сильным потрясением для живых. Достаточно упомянуть известнейший случай, когда после таковой кончины своего мужа Андрея Феодоровича блаженная Ксения приняла на себя сорокапятилетний подвиг юродства, нарочито называя себя при этом именем скончавшегося супруга.

Поминовение усопших в Троицкую субботу

В Троицкую субботу Церковь изначально поминала тех, кто умер не «от единой старости», а скончался в дороге, будучи безвестным для окружающих странником, утонул (часто личность утопших не могла быть опознана), замёрз в сильный мороз, а равно и самоубийц. К числу последних Церковь в наше время относит умерших от употребления наркотиков, неумеренного количества алкоголя. Мы не знаем наверняка, насколько достойно, в согласии с заповедями, прожил земную жизнь тот или иной человек.

Часто в храмах чрезмерно ревностные и строгие служители, принимая записки с перечислением имён, придирчиво интересуются, посещал ли упомянутый в списке человек храм, как часто исповедовался. В Троицкую родительскую субботу уместным, согласно церковному уставу, будет только один вопрос: крещен ли умерший (за некрёщеных разрешается исключительно домашняя молитва мученику Уару).

Придти в храм и заказать поминовение по всем усопшим родственникам в этот день (накануне вечернего богослужения в пятницу) – великое благодеяние, так как именно в Троицкую субботу молитва за всех без исключения православных христиан благословлена согласно церковному уставу.

Троицкая родительская суббота в ряду особых дней поминовения, установленных Церковью. Есть и иные особые дни, посвящённые памяти усопших. Таковы, например, Вселенские родительские субботы Великого Поста (со 2-й по 4-ю недели) с сугубым молением, сопровождаемым чтением 17-й кафизмы. Установлены они по той причине, что в предшествующие будние дни не совершается заупокойного поминовения на Литургии.

Вселенская панихида «Пасхи мертвых» — Радоницы, приходится не на канун субботы, а на канун вторника по окончании Пасхальной седмицы. Кстати, именно в Радоницу, а не в Троицкую родительскую субботу принято приводить в порядок после зимы могилы близких родственников.

От Покрова же до Пасхи кладбище посещают лишь для захоронения умерших, не тревожа могил ранее погребенных. Осенью пред днём памяти великомученика Димитрия Солунского, славянина родом, издавна почитавшегося небесным покровителем русского воинства, совершается служба

«Троицкие родители» почитались во многих местах нашего Отечества главным днём, посвященным памяти умерших. Старообрядцы Забайкалья служили в этот день по домам особую «всенощную». Принято было, по образцу предшествовавшего Великому Посту Прощённого Воскресенья, испрашивать прощения, но не у всех, а только у самых старых и самых маленьких членов семьи. Тогда же жители Забайкалья «делали чертежи», ошкуривая в лесу деревья по границам будущей пашни. Считалось, что отмеченный участок будет находиться под особой защитой усопших предков.

В Полесье праздник «Деды» справляли два дня, пятницу посвящали Деду-Семику с готовкой постного ужина, а субботу – Бабе-Семичихе, со скоромной обильной трапезой. Заплетённые ветвями в огромные «венки» несколько берёз девушки обходили хороводом, касаясь веток покрытыми платками ладонями. При этом одна, ряженая Дедом, обходила круг с крестом, а другая, снаряжённая Бабой – с серьгой.

Соединённые с церковно празднуемой Троицкой Вселенской родительской субботой добрые, хотя и суеверные традиции славянского летнего Семика незаслуженно уступают близким по смыслу, но не по духу осенним празднованиям «Дня Всех Святых» и Хеллоуина. Именно первые два дня ноября считаются на Западе главными праздниками поминовения усопших. Благочестивая традиция воспоминания «всех верных», положенная монахами-бенедиктинцами в 996 году и повсеместно распространённая среди римо-католиков с XIII века, была воспринята и западными славянами. Однако, будучи «творчески переработанной», главным образом в Новом Свете, в оккультный праздник Хеллоуина, эта традиция содержательно и внешне всё более совпадала с весенним шабашем ведьм на Лысой горе, относящимся к кануну 1 мая.

Поддерживать ли пришедшую в Россию из-за океана моду на некрофильский сатанизм, свойственный Хеллоуину, или возрождать церковные и народные традиции Троицкой родительской субботы, воспринятые христианским праздником и параллельно существующие обрядовые установления славянского Семика – решать только нам. Есть мнение, что домашнее, будь то выращенные в поле и огороде продукты или хранимые народом на протяжении веков крупицы отечественной культуры, всегда полезнее, чем привозное.

  Автор: Владимир Алексеев

© vedmochka.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *